Покров, покрывало, завеса
(Veil)
Покров в Библии, иногда называемый «завесой», обозначает либо часть одежды человека, либо свисающую ткань, которая служит перегородкой между помещениями. Основное значение покрова в Библии в том, что он скрывает нечто, обычно священное, но иногда и постыдное.
Вся эта категория образов возникает из древнего обычая, предписывающего женщинам закрывать лица. В некоторых случаях это примеры недостойного поведения, как, например, когда блудницы (Быт.38:14, 19) или лжепророчицы Ваала носят покрывала (Иез.13:17–21).
В других случаях лицо, скрытое покрывалом, – явно позитивный образ. Покрывало становится образом священного в случае с лицом Моисея, которое после встречи с Богом сияло так ярко, что ему пришлось скрывать его при возвращении к народу (Исх.34:29–35). Еще мы находим упоминания о невестах, которые скрывали свои лица под покрывалом до брака (Быт.24:65; Песн.4:1, 3; 6:7 {«кудри» в альтернативном толковании = покрывало}). Возможно, отчасти этот образ означает также скромность. В Новом Завете Павел рекомендует женщинам покрывать голову, в качестве достойного поведения на публичном поклонении (1Кор.11:2–10).
Завеса или покрывало – это также образ священного в синагоге и храме, где завеса защищала святость ковчега завета и Святого-святых, скрывая их от взглядов посторонних (Исх.26:31–35; 2Пар.3:14). Фактически, только первосвященник мог заходить за завесу, и только в день искупления (Лев.16; Евр.9:7). Символическое значение разрывающейся храмовой завесы в момент распятия Христа (Мф.27:51; Мк.15:38; Лк.23:45) указывает на возможность прямого доступа верующих к Богу в новозаветную эпоху, когда то, что лишь предсказано в Ветхом Завете, исполняется (Евр.6:19–20; 10:19–20). В эту новую эпоху верующие могут видеть славу Божью, не закрывая лица (2Кор.3:18).
Как образ сокрытия, завеса также имеет негативное значение невосприятия истины разумом. Павел описывает ум неверующего как покрытый завесой (2Кор.3:12–16), и Евангелие – как сокрытое завесой от людей, не верующих в него (2Кор.4:3).
См. также: ЛИЦО, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА; СЛАВА.