Полдень
(Noon)
Полдень знаменует середину дня, когда солнце находится в наивысшей точке неба. В полдень утро сменяется второй половиной дня; время начал сменяется временем завершения, и солнце опускается к горизонту. Коль скоро в полдень солнце находится в зените, его свет в это время самый сильный. Именно в связи с более всеобъемлющим образом света обретает значение образ полдня.
Это не значит, что в любом упоминании о полудне имеется символический подтекст. «Полдень» часто просто указывает на определенное время или на конец утра; так, например, пророки Ваала взывали к своему богу «от утра до полудня» (3Цар.18:26). Или он указывает на приблизительное время обеда, как в Быт.43:16, когда Иосиф ел со своими братьями. В этом смысле он может обозначать желанный отдых от дневных забот.
В качестве образа полдень встречается в разных контекстах. В Пс.36:6, например, псалмопевец побуждает читателей предать свою жизнь Богу; ибо если они делают это, Он «выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень». То есть как свет полуденного солнца освещает землю, так и добродетели благочестивого человека станут ясны и очевидны всем.
Тогда как тьма ассоциируется со злом, Бог и Его народ купаются в ясном свете дня. Поэтому, по словам Исаии, если израильтяне обратятся от угнетения к справедливости, «тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис.58:10).
Таким образом, когда израильтяне следуют за Богом, они живут в свете полуденного солнца, но когда они отворачиваются от Бога, свет превращается в тьму. Елифаз воспользовался этим образом в своем споре с Иовом. По словам Елифаза, Бог уловляет хитрецов так, что «днем они встречают тьму, и в полдень ходят ощупью, как ночью» (Иов.5:14). Пророк Амос говорит о грядущем дне суда, когда Бог «произведет закат солнца в полдень и омрачит землю среди светлого дня» (Ам.8:9).
См. также: НОЧЬ; ПОЛНОЧЬ; СВЕТ; СОЛНЦЕ; ТЬМА, МРАК; УТРО, ЗАРЯ.