Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ночь

(Night)

Если считать случаи употребления как в единственном, так и во множественном числе, в Библии содержится более трехсот упоминаний о ночи. Примерно в сотне стихов говорится о дне и ночи для выражения мысли о двадцатичетырехчасовом периоде или о непрерывном интервале, охватывающем несколько дней. В еще одной группе образов ночь приравнивается к тьме в контекстах, когда ее ассоциативная связь со тьмой имеет решающее значение. Помимо этих образов, у ночного времени в Библии есть еще целый ряд значений.

Будучи дополнением дня, ночь являет собой часть созданного Богом порядка для управления жизни людей и природы. Тема дня и ночи, сменяющих друг друга, занимает видное место в рассказе о сотворении мира и выражается, в частности, в повторяющейся формулировке: «И был вечер, и было утро: день...» (Быт.1:5–31). Сотворенные Богом, день и ночь принадлежат Ему (Пс.73:16), но они существуют для блага всего творения. В Пс.103:19–23 чередование дня и ночи изображается как упорядочивающий принцип для людей и животных, как части суточного цикла, по которому мы живем. В этой схеме день и ночь – не противоположности, как свет и тьма; напротив, они части гармоничного цикла.

В качестве части этого цикла ночь символизирует прекращение работы, равно как день связывается с активной работой. Например, в притче Иисуса работники в винограднике работали днем, а плату получили вечером (Мф.20:1–16) – такую взаимосвязь в английской поэзии выразил Джон Мильтон в сонете о своей слепоте («Когда я думаю, как потрачен мой свет...»). Незабываемым этот образ делает афоризм Иисуса: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин.9:4).

В рамках образа ночи как половины суточного цикла, предоставляющей людям время для жизнедеятельности, во многих библейских местах на ночь указывается просто как на время, когда происходят какие-то вещи. Некоторые из них вполне заурядные – например, сон, оказание гостеприимства путникам или половые отношения (Быт.19:34–35; 30:16). Но столь же многочисленны упоминания о сверхъестественных делах, случающихся ночью. Библейским архетипом предстают ночные явления Бога с откровением людям (напр., Иакову, Самуилу, Нафану, Соломону, Даниилу и Павлу). Ночь связывается также с видениями, имеющими для людей важное значение (около десятка случаев). Ангелы являются по ночам (Лк.2:8–14; Деян.5:19; 12:7; 27:23), и Иисус ходил по морю ночью (Мф.14:25).

Другая группа образов делает ночь временем духовного посвящения. Иисус проводил ночи в молитве (Мф.14:23; Лк.6:12). В псалмах мы видим людей, получающих ночью наставление (Пс.15:7), поющих ночью (Пс.41:9), размышляющих по ночам (Пс.62:7; 118:148), беседующих со своим сердцем по ночам (Пс.76:7) и вспоминающих Божье имя по ночам (Пс.118:55).

С другой стороны, ночь, когда человек освобождается от отвлекающих внимание дел, может становиться временем беспокойных мыслей и эмоциональных переживаний. Бессонница по ночам – тоже библейский архетип. Псалмопевец несколько раз изображает ночь как время безудержного плача (Пс.6:7; 29:6; 41:4; 76:3). В других псалмах ночь показана временем психических отклонений (напр., луна, поражающая ночью, в Пс.120:6) и необъяснимого ужаса (Пс.90:5). Иов рисует впечатляющую картину «ночей горестных» и настолько тягостных, что когда он ложится, «вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета» (Иов.7:3–4).

Ночь с незапамятных времен связывалась с таинственностью и опасностью. К этой категории относятся многие ночные события, описанные в Библии. Поспешный уход из Египта во время исхода показан фантасмагорической картиной сюрреалистического бегства. Иаков боролся с ангельским существом ночью в ужасной схватке. Ночь – также время избавления людей от опасности: святое семейство бежит в Египет, Петр совершает побег из темницы, Павел спасается из Дамаска. События, связанные с арестом Иисуса и судом над Ним, окружены мраком и таинственностью ночи. Неопределенные «ужасы в ночи», о которых говорит псалмопевец (Пс.90:5), обретают эсхатологическую глубину в нарисованном Павлом выразительном образе дня Господня, когда Он придет «как тать ночью» (1Сол.5:2).

Еще одна группа образов связана с военными действиями. Обычным временем нападения был рассвет (Нав.6:14–15; Пс.45:6); поэтому покров ночи делал ее временем подготовки к битве на следующий день (Нав.8:3; 10:9; Суд.9:34). Нападение ночью было смелым и рискованным предприятием, успех которого зависел в значительной мере от неожиданности. Именно так Гедеон напал на мадианитян (Суд.7:19–23). Ангел Господень тоже поразил сто восемьдесят пять тысяч ассирийских воинов ночью (4Цар.19:35; Ис.37:36).

Один из самых ярких библейских образов ночи выражается в самом ее понятии. В ночь предательства Иуды, приняв пасхальный хлеб из руки Иисуса, он «тотчас вышел, а была ночь» (Ин.13:30). Здесь соединяются буквальный и духовный смыслы образа, производя гнетущее впечатление порочной души, готовящейся совершить важнейшее дело тьмы.

См. также: БЕССОННАЯ НОЧЬ; ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; ЗВЕЗДЫ; СНЫ, ВИДЕНИЯ; СОН; ТЬМА, МРАК; УЖАСНЫЕ ИСТОРИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle