Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Бессонная ночь

(Sleepless night)

В литературе как таковой бессонная ночь служит образом нечистой совести или растревоженной души. В Библии тоже у людей, проводящих бессонную ночь, есть веские причины для беспокойства, и во многих случаях бессонная ночь в Библии связывается с языческими царями.

В Библии часто подчеркивается важность обыденных вещей, так, например, ключевым событием в Книге Есфирь служит бессонная ночь царя Артаксеркса, когда он попросил прочитать ему книгу записей и обнаружил, что не оказал почести Мардохею за спасение его жизни от руки заговорщиков (Есф.6:1–3). В ночь, которую Даниил провел в львином рве, царь Дарий – который «до захождения солнца усиленно старался избавить его» – постился, «и сон бежал от него» (Дан.6:14, 18). Когда цари получали вещие сны, им не спалось: когда Навуходоносору приснились сны о его царстве, «возмутился дух его и сон удалился от него» (Дан.2:1), а у фараона сон прерывался двумя пророческими сновидениями (Быт.41:1–8). Такие бессонные ночи причиняли людям беспокойство, но они примечательны тем, что предоставляли Богу возможность для достижения Его целей. Это относится и к ночи мучений Иисуса в Гефсимании, резко контрастирующей с постыдным сном учеников. Юный Самуил тоже три раза просыпался от сновидений, посланных Богом, и пророческое послание, которое передал ему Бог, было столь важным, что «лежал Самуил до утра», обдумывая, что он скажет Илию (1Цар.3:15 RSV).

В других местах бессонница показана уделом людей, принадлежащих к «группам риска». Так, «пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Ек.5:11), а в описании страждущего в Пс.101 говорится, что человек лежит без сна (Пс.101:8). У находящейся в разлуке с женихом возлюбленной в Песни песней свой вариант бессонной ночи: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн.5:2). Бессонными ночами наполнена и жизнь миссионера (2Кор.6:5; 11:27).

Негативные ассоциации характерны не для всех бессонных ночей. Любящий Божий закон в Пс.118 говорит: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс.118:148; ср. Пс.62:7). Другой псалмопевец заявляет, что «ночью песнь Ему [Господу] у меня» (Пс.41:9), а в Иова 35:10 Бог красочно изображается Тем, Кто «дает песни в ночи». Давид проявлял такое рвение в желании построить храм, что гиперболически заявил: «Не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу» (Пс.131:4–5). А в одном из семи блаженств в Книге Откровение провозглашается: «блажен бодрствующий» при пришествии Христа (Откр.16:15).

Контрастом бессонницы беспокойного человека всегда служил мирный сон честного работника с чистой совестью. Тогда как «пресыщение богатого не дает ему уснуть», «сон трудящегося» всегда «сладок» (Ек.5:11). В литании удовлетворенности, которую представляет собой Пс.15, есть заявление, что «возрадовалось сердце мое... и плоть моя успокоится в уповании» (Пс.15:9). В конечном счете мирный сон – это дар от Бога. Псалмопевец утверждает: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Пс.4:9). «Напрасно вы рано встаете, – пишет псалмопевец, – поздно просиживаете, ядите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» (Пс.126:2).

См. также: НОЧЬ; ПОКОЙ, ОТДЫХ; ПРОБУЖДЕНИЕ; СОН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle