Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пробуждение

(Awakening)

В понятии «пробуждения» заключена идея, что человек либо просыпается (восстает) сам, либо побуждается к этому для принятия определенных действий, как в случае с обращенным к Деворе призывом «воспрянуть» в Суд.5:12. Такие призывы к действию обычно выражаются в настоятельной и энергичной форме, как это видно из эмфатического повтора «воспряни, воспряни!» (Суд.5:12; ср. Ис.52:1). Имеется в виду отказ от пассивного поведения и освобождение от уязвимости, связанной со сном, дабы взять инициативу в свои руки и предпринять решительные действия (Суд.16:14, 20). Этот образ часто используется в Писании в буквальном значении пробуждения от физического сна (напр., Быт.41:4; Деян.16:27), но, вместе с тем, с помощью различных стилистических приемов он обогащается дополнительным смыслом.

В этом отношении особое внимание привлекают случаи, когда библейские авторы обращаются с настоятельными призывами к Богу «пробудиться» и ответить на мольбы о суде (Пс.7:7; 34:23), победе (Пс.43:24), спасении (Пс.79:3) и освобождении (Ис.51:9). Данный библейский мотив о «Божьем сне» находит выражение и в сцене пробуждения Иисуса от мирного сна на корме лодки (Мк.4:38–40). В словах этих молитв звучат острая боль и нетерпение в связи с кажущимся бездействием Бога перед лицом гонений (Пс.7:7) или тягот Его народа (Пс.43:24). В своей молитве псалмопевец призывает Бога нарушить молчание быстрым вмешательством. Но Божье молчание не надо принимать за сон (Пс.120:3–4). Бог противопоставляется «спящему Ваалу» и безжизненным идолам (3Цар.18:27; ср. Авв. 2:19). Быстрый суд Божий сравнивается с делами исполина, который воспрянул от вина (Пс.77:65; ср. Иоил.1:5). Здесь ярко выражается идея о неожиданном и резком повороте событий.

На человеческом уровне сон сравнивается с состоянием греховности и распущенности (1Фес.5:6–7). Верующие призываются пробудиться ото сна и быть бдительными, учитывая приближение эсхатологического часа (Рим.13:11–14; 1Фес. 5:6) и зари освобождения (Пс.56:9), первые лучи которой уже появляются. Божьему народу надо «отрезвиться» (1Кор.15:34). Дух бодрствования превозносится как добродетель (Притч.20:13), в частности потому, что он позволяет быть внимательным к слову Божьему (Ис.50:4), а это – необходимое условие духовного бодрствования. Если человек не бодрствует, это ведет к наказанию верующего (Откр.3:2) или (в случае с неверующим) к суду (1Фес.5:4 и далее) и посрамлению (Откр.16:15).

Понятие «бодрствования» используется в Писании и в нескольких других смыслах:

1) для описания состояния телесного (Ин.11:11; Дан.12:2) и духовного (Еф.5:14) воскресения в противоположность состоянию сна, то есть физической и духовной смерти;

2) для изображения скорбящей души (Пс.101:8);

3) для выражения надежности Господней защиты (Пс.3:6).

Наконец, образ бодрствования присутствует и в поэтических отрывках Писания – когда просят подняться ветер (Песн.4:16) или пробудиться музыкальные инструменты (Пс.107:3), когда поднимается меч (Зах.13:7) или когда пробуждаются скрытые чувства (Песн.2:7). Как бы то ни было, верующий может утешаться мыслью, что Он умер за нас, «чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1Фес.5:10).

См. также: СОН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle