Провидение
(Providence)
Провидение Бога выражается в двух основных мотивах – в обеспечении Его творения и творений необходимым и в управлении всеми происходящими событиями и созданиями (в том числе в Его водительстве). Обеспечение и управление осуществляются в трех сферах – истории, природе и жизни людей.
Божье провиденциальное управление событиями в жизни человека показано в практически каждом библейском рассказе. В некоторых случаях на Бога прямо указывается как на действующее лицо, чтобы подчеркнуть Его непосредственное участие; например, возвышение Иосифа в Египте объясняется тем, что «Господь в руках его дает успех» (Быт.39:3). Прямые ссылки на Бога как на действующее лицо встречаются в библейских рассказах так часто, что становятся само собой разумеющейся предпосылкой Божьего управления событиями человеческой истории. Если обратиться к образам (примечательным примерам) Божьего провидения в Библии – рассказам, в которых искупительный замысел воплощается с подчеркнутой и порой удивительной ясностью, – на память, естественно, приходят рассказы об Аврааме, Иосифе, Руфи и Есфири. Но этот список неполон, поскольку Божье провиденциальное управление историей – аксиома во всех библейских рассказах.
Еще один подход к библейскому образу провидения заключается в рассмотрении псалмов хвалы. В каких областях человеческой жизни Бог управляет событиями? В Пс.32 показаны Божьи дела при сотворении мира (Пс.32:6–9), в «советах народов» (Пс.32:10–17) и в жизни верующих (Пс.32:18–22). Аналогичной теме посвящены Пс.146–147: Божьим делам в природе (Пс.146:4,8–9; 147:3–7), сострадательной заботе об обездоленных (Пс.146:3, 6) и о Его избранном народе (Пс.147:1–9). В качестве третьего примера можно привести Пс.102, где Божье искупительное служение распространяется на личную жизнь автора (Пс.102:2–5), на заветное сообщество (Пс.102:6–18) и на вселенную (Пс.102:19–22). Одни из самых ярких образов Божьего провидения встречаются в псалмах о природе, где Божья забота проявляется в самой природе и через природу (Пс.64:10–14; 103). Силы природы служат Богу: облака – Его колесница, например, а ветра – Его посланники (Пс.103:3–4 NIV). Наиболее подробно неограниченная власть Бога над силами природы раскрывается голосом из бури в конце Книги Иова (Иов.38–39).
В провиденциальной библейской истории сферы природы и истории часто соединяются в картине, в которой природа становится Божьим средством управления человеческой историей. В Библии Бог изображается великим Распорядителем погоды, имеющим в Своих хранилищах бури, дожди и солнечный свет (Пс.134:7) и посылающим их в соответствии со Своим планом. Бог может закрыть Свои хранилища дождя и вызвать голод для наказания нечестия (3Цар.17:1). Он может заставить воронов приносить хлеб и мясо Своему служителю Илие по утрам и вечерам (3Цар.17:6). Он может чудесным образом открыть Свои запасы муки и масла, чтобы накормить умирающую от голода вдову (3Цар.17:16). Он обеспечивает не только Свой народ, но и животных и других живых существ (Пс.146:8–9).
Если Божье провидение проявляется в этих сферах, какие образы связываются с Богом как Богом провидения? Один из них – образ Бога как Царя. Эту мысль ясно выразил Давид: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102:19). Бог – «великий Царь над всею землею» (Пс.46:3; ср. Пс.46:8). Он «воцарился над народами» и «воссел на святом престоле Своем» (Пс.46:9). Он «восседал над потопом, и будет восседать Господь Царем вовек» (Пс.28:10). Люди получают власть от Бога (Рим.13:1) и находятся под Его контролем, поэтому «сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч.21:1). Наряду с властью Бога, в этих образах царственности выражается Его трансцендентность по отношению ко всем земным силам, поэтому никто не может «противиться руке Его и сказать Ему: “что Ты сделал?”» (Дан.4:32).
Второй образ, связанный с Божьим провиденциальным управлением земными делами и Его вмешательством в них, выражается в подчинении Богу всеобъемлющих сил природы. Бог провидения часто изображается как Бог бури. Когда Он приходит для избавления кого-то, Он делает это с помощью буйства природных сил – ветра, дождя, града, грома, молнии (Пс.17:10–15; 76:17–20).
Но Божье провидение изображается не только в образах величия и силы, но и в антропоморфических образах с человеческими атрибутами – руками, глазами, ушами и голосом. Рука Бога открывается, чтобы дать пищу Его творениям (Пс.103:28) и чтобы вести человека (Пс.138:10). «Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2Пар.16:9), и «око Господне над боящимися Его» (Пс.32:18). Его уши обращены к воплю праведных (Пс.33:16), а Его глас подобен духу, перемещающемуся в буре (Пс.28). Смысл этих образов человеческих черт заключается в демонстрации близости Бога к Своим творениям и легкости, с которой Он вмешивается в ход их жизни. Бог провидения подобен спутнику на жизненном пути.
Божье провидение изображается также в географических или пространственных образах, в которых Бог ведет вперед, показывает путь или готовит место для Своего народа. Господь как Пастырь ведет Своих последователей к тихим водам и направляет их на путь праведности, в конечном счете приводя их в дом Господень (Пс.22). Он сделает прямыми стези людей, которые надеются на Него всем своим сердцем (Притч.3:5–6). В этих знакомых стихах, вселяющих приносящее утешение чувство правильного направления и места, Бог изображается Вождем и Проводником на всем пути жизни и смерти. Иосиф осознал этот аспект Божьего провидения, когда сказал братьям, что не они, а Бог отправил его в Египет, чтобы сохранить семейную линию (Быт.45:7–8). В Божьем обетовании предоставить «выход» из искушения метафорически используется образ выхода из лабиринта (1Кор.10:13 {«облегчение» = выход}).
Наконец, в Библии есть ряд отдельных памятных образов Божьего провидения. Один из них – рай, который служит образом не только удовольствия, но и обеспечения. В Быт.2 показано, что человек получил в распоряжение природу, пищу, красоту, работу, возможность нравственного выбора, общение с людьми и Богом. Бог вел Израиль в столпе облачном днем и в столпе огненном ночью (Исх.13:21). Он использовал молитву слуги Авраама, чтобы представить невесту Исааку (Быт.24:10–17), бессонную ночь, чтобы побудить персидского царя возобновить контакты с Мардохеем и встать на защиту евреев против Амана (Есф.6), и сон, чтобы направить Павла в Македонию (Деян.16:9).
Цель Божьего водительства заключается в том, чтобы приводить людей к Богу. В этом смысле Его величайшее вмешательство в судьбы людей выразилось в лице Иисуса Христа, явившего Собой наивысший живой образ Божьего провидения. Авраам назвал гору «Господь усмотрит», поскольку там Бог предложил агнца для всесожжения взамен Исаака (Быт.22:14). Иисус, Агнец Божий, пришел, чтобы совершить конечное очищение от грехов (Евр.1:3). Псалмопевец прославлял Бога за то, что Он посылает избавление Своему народу (Пс.110:9), и Иисус обеспечил это избавление в полной мере. Он есть Царь царствующих, Владыка всего, Тот, Кто приносит спасение, вершина обильного Божьего провидения. Божье провидение в конечном счете изображается в Писании как «богатство», предоставляемое Богом для восполнения всякой человеческой нужды в «славе, Христом Иисусом» (Флп.4:19).
В библейском понимании вся жизнь служит свидетельством Божьего провидения, ибо она зависит от Бога. Вместе с тем, в Библии показаны примечательные случаи Божьего особого или чудесного провидения, которые можно рассматривать как конкретные рассказы о провидении. К их числу относятся предоставление Агари воды в пустыне (Быт.21:15–19), овна Аврааму в качестве замены для жертвоприношения (Быт.22), сухой земли для перехода Красного моря (Исх.14–15) и реки Иордан (Нав.3), пищи для Илии (3Цар.17:1–7; 19:4–8) и вдовы из Сарепты (3Цар.17:8–16), масла нуждающейся вдове для продажи (4Цар.4:1–7), ангельского воинства для защиты Елисея (4Цар.6:15–17), пищи для насыщения множества людей в чудесах Иисуса, помощи Павлу, когда он потерпел кораблекрушение (Деян.27) и когда его ужалила змея (Деян.28:1–6), и защиты и поддержки женщине (олицетворению Израиля и церкви), чудесным образом спасшейся в Откр.12:6. Эпический рассказ об исходе можно считать миниантологией историй о физическом обеспечении Божьего народа во время странствий, закончившихся предоставлением обетованной земли.
Самый, пожалуй, яркий библейский текст на тему о провидении – Пс.22, и он может служить подходящим итогом рассмотрения библейских образов провидения. Изображая Бога Пастырем, поэт показывает Его в качестве попечителя, защитника и путеводителя. Бог – идеальный Пастырь, а люди – Его овцы, полностью зависящие от пастыря на всем протяжении своей жизни. Сфера обеспечения показана очень широкой: восстановление, мир, водительство и безопасность, свобода от страха, защита и избавление (жезл и посох), питание, исцеление и предоставление постоянного или вечного места пребывания. Но Пс.22 – поэма, которая оказывает не только познавательное, но и эмоциональное воздействие. Рисуя картину Божьего провидения, этот псалом вселяет в нас чувство удовлетворенности от обилия Божьего обеспечения.
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ВОЖДЬ, ПУТЕВОДИТЕЛЬ, ВОДИТЕЛЬСТВО; ДОМ; ЗАЩИТА; ИЗБАВЛЕНИЕ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; ПИТЬЕ; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ПРИРОДА; ТВОРЕНИЕ.