Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Болезни и исцеления

(Disease and healing)

Библейские авторы выражают, в основном, донаучный взгляд на болезни и причины их приписывают в значительной степени действию внешних сил. В некоторых случаях возбудителем болезни прямо называется зло, хотя и допущенное Богом. Именно так объясняются страдания Иова (Иов.2:1–8). Другой пример – «жало в плоти», полученное апостолом Павлом от «ангела сатаны» (2Кор.12:7). В данном случае Бог призвал Павла полагаться в своей немощи на Божью силу, но в других местах такие действия врага считаются вредоносными, а исцеление рассматривается как одно из средств демонстрации наступления Божьего Царства (напр., Лк.13:10–16; ср. Лк.11:20).

Болезнь – один из главных врагов, которого Иисус подчиняет Себе в первых главах Евангелия от Марка (напр., Мк.1:32–34, 40–42; 2:1–12). Хорошее здоровье и исцеление рассматриваются как признаки Божьего благословения, а болезнь – как указание на немилость (Втор.7:15; 1Цар.5:9; Пс.37:4; 40:2–5). Следовательно, при заболевании необходимо обращаться к Богу. Царь Аса, искавший помощи только у врачей, безоговорочно осуждается за это (2Пар.16:12). В нескольких псалмах (напр., Пс.31; 37; 40; 106) перечисляется ряд симптомов, которые недвусмысленно связываются с грехом больного. Бог активно использует болезни как средство наказания и суда (напр., 2Цар.12:15; Иов.5:17–18; Пс.31:3–5; 37; Авв.3:3–5; Деян.12:21–23). Эта тема присутствует также в учении Павла о вечере Господней (1Кор.11:27–32), когда Павел говорит, что тот, кто ест и пьет, «не рассуждая о Теле Господнем», делает это в осуждение себе, отчего «многие из вас немощны и больны».

Еще один пример – случай с Мариамь в Чис.12. Когда она вместе с Аароном выступила против их брата Моисея, Бог поразил ее проказой. Затем после ходатайства за нее Моисея наказание было заменено семидневным периодом изоляции вне стана. Взаимосвязь между болезнью и отвержением показана в Иер.30:17. Сюда же относится и руководство по определению инфекционных кожных заболеваний, изложенное в Лев.13. Установив такой диагноз, священник должен был объявить больного «нечистым» (Лев.13:3) и изолировать его. Во Втор.28 показаны ужасные последствия неповиновения Богу, в число которых входит множество проклятий, связанных с болезнью. С другой стороны, повинующимся Его закону Бог обещает: «Не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» (Исх.15:26). Соотношение между грехом/прощением и болезнью/исцелением раскрывается псалмопевцем в изображении Господа как Того, Кто «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс.102:3). Эта тема повторяется в Ис.33:24: «И ни один из жителей не скажет: “я болен”; народу, живущему там, будут отпущены согрешения».

В евангелиях взаимосвязь между грехом и болезнью подразумевается в рассказе об исцелении расслабленного (Мк.2:1–12; пар. Мф.9:1–8 и Лк.5:17–26). Прежде чем заняться физической проблемой принесенного к Нему человека, Иисус заверил больного, что его грехи прощены. Эта взаимосвязь ясно выражена Иисусом в Ин.5:14 и Иаковом в его послании: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться; много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:14–16). С другой стороны, как показано в Ин.9:2–3, ошибочно предполагать, что болезнь всегда связана с каким-то конкретным грехом в жизни больного.

Книга Исаии начинается с пророчества, в котором при описании последствий Божьего суда над народом Израиля используются образы «язв, пятен, гноящихся ран» (Ис.1:6). Аналогичными образами пользуются и другие пророки. Иеремия часто рисует картины болезни и исцеления для изображения разрушения и последующего восстановления Иерусалима (напр., Иер.10:19; 14:17; 15:18; 30:12–17; 33:1–9; см. также Мих.1:9). О лжепророках, возвещающих оптимистическое будущее, говорится, что они «врачуют раны народа Моего легкомысленно» (Иер.6:14; см. также Плч.2:13–14). Аналогично пророк Наум описывает судьбу ассирийской столицы Ниневии (Наум.3:18–19). Осия показывает картины болезней и ран для иллюстрации последствий вторжения в Израиль и Иудею (Ос.5:8–15). Здесь тоже восстановление рассматривается как исцеление: «Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны» (Ос.6:1).

Чудеса исцеления связываются прежде всего со служением Иисуса. Даже когда орудием исцеления выступает Петр, он дает ясно понять Енею, что «исцеляет тебя Иисус Христос» (Деян.9:34). Матфей особо подчеркивает, что Иисус исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф.4:23–24). Акцент на исцелении Иисусом «всякой» болезни делается также в Мф.9:35, а также в поручении, данном двенадцати ученикам (Мф.10:1). В евангелиях приводятся два высказывания Иисуса, которые были, вероятно, хорошо известными поговорками, касающимися медицины: «врач! исцели Самого Себя» (Лк.4:23) и «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12 и пар.). В пророчестве Исаии заявляется, что раны Страдающего Раба привели к исцелению Его народа (Ис.53:5). Этот образ использует Петр в своем Первом послании: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24). Хотя многие понимают это в смысле физического исцеления, контекст показывает, что Петр имел в виду духовное исцеление благодаря восстановлению связи с Богом.

При изображении совершавшихся Иисусом чудес исцеления Лука, врач по профессии, упор делает на силе Бога (напр., «и сила Господня являлась в исцелении больных» [Лк.5:17] или «народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» [Лк. 6:19]). В Деяниях Петр тоже говорит, что «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян.10:38). Кроме того, в глазах Луки, исцеления, которые совершал Иисус, служили наглядным выражением приближения Царства Божьего (Лк.10:9).

Целебные свойства галаадского бальзама (Быт.37:25; 43:11) были хорошо известны. У Иеремии его недоступность символизирует тяжелое положение народа Израиля: «Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иер.8:22; ср. Иер.51:8). У Иезекииля в видении нового храма присутствует образ могучей реки, по берегам которой растут плодовые деревья. «Листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез.47:12). Этот образ повторяется в Откровении, где «по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Откр.22:2). В пророчестве Малахии подчеркивается целительное воздействие солнечных лучей: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал.4:2).

В пастырских посланиях образ здоровья связывается с учением, которое принимают христианские общины. Лжеучения в теле Христовом подобны гангрене, распространяющейся очень быстро и оказывающей крайне разрушительное воздействие. В этой связи Павел предупреждал членов церкви о необходимости быть «здравыми в вере» (Тит.1:13; 2:2), то есть придерживаться преподанного им «здравого учения» (1Тим.1:10; 6:3; 2Тим.1:13; 4:3; Тит.1:9; 2:2, 8).

См. также: БЕСЫ, ЗЛЫЕ ДУХИ; ЗЛО; ИИСУС ХРИСТОС; РАНА; СКОРБЬ, ГОРЕ; СЛАБОСТЬ; СТРАДАНИЕ; УРОДСТВО; УШИБ; ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle