Страдание
(Suffering)
Страдание в Библии всегда воспринимается как явно человеческий опыт, поэтому образ страдающего Бога и история о Его воплощенном Сыне прекрасно свидетельствует об искупительной Божьей любви.
До Христа страдание в Библии обычно относится к несчастным смертным, находящимся в тяжелых обстоятельствах (Иов.1), или к отчаявшейся, мучающейся душе, вопиющей в печали и страхе (Лк.16:19–31). Без сомнения, голоса угнетенных, терзающихся и терпящих лишения, неизменно связаны с образами пустоты жизни (Ек.1:18), дискомфортом в результате физических недомоганий (Иер.10:19) и отчаянием из-за нереализованных надежд. Эти и другие образы помогают понять, почему человеческая жизнь «пресыщена печалями» (Иов.14:1).
Полезно помнить о том, что страдание бывает трех основных типов. Страдание в наказание – это страдание трагическое (см. ТРАГЕДИЯ КАК СЮЖЕТНЫЙ МОТИВ), заслуженная кара за совершенные человеком ошибки. Страдание невинного – это незаслуженное страдание. И то, и другое может быть искупительным, либо ради совершенствования и облагораживания страдающего, либо ради других (мотив Страдающего Раба).
Страдающий Бог. Хотя многие люди в Писании испытывают беспокойство, боль и горе, более глубокое значение в Библии имеет не человеческое страдание. Сам Бог не настолько могуч и возвышен, чтобы не испытывать печали, разочарования или горя – и не только до воплощения, но и после него. Рассмотрев хотя бы несколько образов печали, мы начинаем понимать подлинную природу утраты, тревоги и боли, формирующих страдание. В других религиях божества спокойны, они выше человеческих страданий, но в центре христианской веры находится страдающий Бог.
В Книге Бытие Бог выносит приговор Адаму и Еве (Быт.3:8–24) и изгоняет их из сада (Быт.3:24), после чего ставит у ворот ангелов-стражников. Он изгоняет мужчину и женщину из сада, чтобы они жили снаружи, подверженные тревогам и смерти. Не говоря уже о скорби, которую непослушание четы принесло самим людям, оно, очевидно, не только гневает, но и расстраивает Бога. Он страдает. Во 2 Петра есть похожий яркий образ Бога, испытывающего печаль и разочарование, когда некоторые ангелы восстают и грешат против Него (2Пет.2:4). Здесь Он описывается как судья, разоблачающий все оправдания и изолирующий преступников, несмотря на Свою терпимость.
В других местах библейского повествования Бог сталкивается с совершенно незаслуженным неуважением, пренебрежением и неверием. В начале человеческой истории, когда грех распространяется, Бог печалится о том, что вообще кого-либо сотворил (Быт.6:6). Подобное сожаление приводит к сорокалетнему блужданию Израиля в пустыне: по пути израильтяне неоднократно огорчали Духа (Неем.9:20; Пс.77:10, 40; Ис.63:10). Позже евреи продолжают огорчать Бога, постоянно впадая в идолопоклонство (Книга Судей). Снова и снова в Книге Судей говорится о том, что Божий гнев «воспылал» против Израиля (напр., Суд.2:14; 3:8; 4:2; 6:1; 10:7), поэтому Он отдавал Свой народ в руки врагов. Этот образ торговца, доставляющего хананеям товар, весьма ироничен: святой и непорочный Яхве должен был страдать, передавая Свой возлюбленный народ в руки угнетателей, чтобы сохранить верность завету. Но это не было неожиданностью; Бог задолго до того знал, что испытает разочарование, боль и утрату (Втор.31:17–18).
Образ Божьего лица может выражать желание Бога прекратить общение, но может и указывать на Его скорбь. Автор псалма, в отчаянии из-за того, что Бог как будто не обращает внимания на проблемы Израиля, спрашивает:
Для чего Ты скрываешь лице Твое?
забываешь скорбь нашу и угнетение наше? (Пс.43:25).
В другом месте Псалтири автор, озабоченный недостаточной близостью к Богу, спрашивает: «Для чего, Господи... скрываешь лицо Твое от меня?» (Пс.87:15). Исаия использует похожий образ, описывая реакцию Бога на отступничество Иудеи. Бог страдает от позора их грехов и «скрывает лицо Свое» от Своего избранного народа (Ис.8:17; 59:2). Интересно, что Иоанн пишет в Апокалипсисе, будто у великого белого престола суда произойдет обратный процесс: «И увидел я... Сидящего... от лица Которого бежало небо и земля» (Откр.20:11), – вероятно, в страхе.
Бог, разумеется, продолжает страдать и в Новом Завете, когда Иисус сталкивается с одним испытанием за другим. Стоит отметить два конкретных момента, потому что в них замечательно сохраняется дух более ранних отношений Яхве с Израилем. Первый из них предполагает ту же смесь долготерпения и суда, что мы находим у Исаии. По пути в Иерусалим Иисус встречается с фарисеями, и встреча эта побуждает Его произнести мучительную мольбу и предупреждение, подкрепленное впечатляющим образом: «Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк.13:34). Здесь очевидны милосердие и благодать, также как сильное расстройство Сына.
Во второй ключевой сцене, у могилы Лазаря, Иисус также опечален. Его слезы (Ин.11:35), знаменитый эпизод данной сцены, меньше свидетельствуют о Его скорби, чем то, что Он «восскорбел духом», «скорбел внутренно» (Ин.11:33, 38). Очевидно, Ему было известно, что Он способен воскресить Лазаря; поэтому представляется, что боль и скорбь (Ин.11:33) были вызваны предположением учеников, что Иисус не может воскресить Лазаря, их неверием в своего Бога. По-настоящему скорбь Христа связана с их неспособностью признать Его, познать Его как Бога (ср. Пс.45:11; Ис.1:3; Иер.31:34; Ос.2:20). Через все библейское повествование проходит тема страдания Бога.
Наконец, Павел дает нам яркий образ страдания Бога в искуплении. В Рим.8:18–30 «нынешние временные страдания» отражаются в «стенании» творения и детей Божьих (Рим.8:22–23). И Бог, через Своего Духа, присоединяется к страдающим жалобам творения «воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). Эти слова перекликаются с темой солидарности Яхве с Его народом в период египетского рабства: «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх.2:23–25). С этой точки зрения, вся история искупления Богом человечества через Израиля, кульминацией которой был Иисус, – это история о том, как Бог взял на Себя страдания мира.
Образы человеческого страдания. Библейские образы страдающего Бога и смертных многочисленны и разнообразны. Что касается человечества, то мы находим в Новом Завете семь разных греческих слов, передающих идеи страдания (1Пет.5:9; Рим.8:18; 2Кор.1:7; Кол.1:24), долготерпения (Иак.5:10; Рим.9:22; 2Кор.6:6; Гал.5:22; Еф.4:2; 2Тим.4:2), переживания утраты (1Кор.3:15; Флп. 3:8), нужды (Флп.4:12), гонений (Рим.12:14; 1Кор.4:12; 2Кор.4:9; Откр.12:3), мук, стыда (Деян.5:41) и насилия (Мф.11:12). Независимо от того, попал ли страдающий в тяжелые обстоятельства, подвергся нападению со стороны физических или духовных сил или испытывает нужду, он изображается как терпящий эти обстоятельства, потому что они неизбежны в жизни падшего человечества, дела и желания которого Бог знает заранее. Более того, одно из основных посланий Библии гласит, что Невинный взял на Себя последствия и бремя всех человеческих грехов после Едема. Таким образом, в Библии говорится не просто о муках еврейских рабов в Египте, рассеянных иудеев в пустыне или гонимых миссионеров в Турции и Греции. Гораздо важнее собственное страдание Бога.
Страдание в Библии также связано с освящением и возрастанием в христианской вере. Ключевой отрывок здесь – Рим.5:3–5, где перечислены добродетели, воспитываемые через страдание. Здесь страдание изображено как история роста. В других местах новозаветных посланий страдание обрисовано как процесс совершенствования. В Евр.12:10–11 говорится, что дисциплинирующее страдание – это нечто, посланное нам Богом «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его», и посылается оно только «наученным чрез него». Подобным образом, «страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1).
Дополнительный мотив, связанный со страданием, – то, что оно обязательно для будущей славы. Мы – «наследники Божий, сонаследники же Христу, – пишет Павел, – если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17). Подобным образом, «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим.2:12). А также «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). 1 Петра – классическое произведение на тему страданий ради Христа, и мотив страданий как прелюдии к славе также встречается здесь: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:13).
Истории о страдании. Мы можем также выделить особый жанр историй или сюжетный мотив, который можно определить как истории о страданиях. Страсти Христа – главная из историй о страданиях в Библии, ее основные элементы: насмешки врагов, ложное осуждение, терновый венец и распятие на кресте. В Ветхом Завете история Иова – самая развернутая история о страданиях. Угнетение Израиля, сначала в Египте, потом в изгнании, – это повествование о страданиях народа. Пророческий рассказ о страданиях народа сосредоточен в Книге Иеремии и Плаче Иеремии. Псалмы жалобы рассказывают о человеческих страданиях, как и четыре «песни о Рабе» в Книге Исаии (Ис.42:1–4; 49:1–6; 50:4–9; 52:13–53:12). Истории о мученичестве также представляют собой истории о невероятных страданиях.
См. также: БОЛЬ, МУКИ; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; ГРЕХ; МУЧЕНИЕ; НАСИЛИЕ; ПЕЧАЛЬ; ПСАЛМЫ-ЖАЛОБЫ; СКОРБЬ, ГОРЕ; СТРАДАЮЩИЙ РАБ; СТРАСТИ ХРИСТОВЫ, КРЕСТНЫЕ МУКИ.