Стояние, устояние
(Stand, standing)
Среди положений, упоминаемых в Библии, основную роль играет положение стоя. Это положение упоминается более шестисот раз, для указания на присутствие или местоположение, как когда мы читаем о «городах, стоявших на возвышенности» (Нав.11:13 RSV); скинии Господней, что «стоит» в Израиле (Нав.22:19 {«находится»}); людях, стоящих в определенном месте (Суд.7:21; 9:7), и «стоящем» хлебе (Суд.15:5 {«нежатый »}). Но образ стояния обозначает также определенные качества и отношение, в буквальном и переносном плане.
Довольно часто этот образ нейтрален, но в других случаях речь идет об особом качестве определенного места. Например, когда автор псалма восклицает: «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» (Пс.121:2), – мы улавливаем тему поклонения в святом месте; верующие «стоят» как в физическом, так и в духовном отношении. Это положение связывается с темой славы, когда мы читаем о пророках, священниках и народе, «стоявших в доме Господнем» (Иер.28:5). Это может также быть выражением почтения, как когда остаток народа, вернувшись в Иерусалим, стоял при открытии книги закона (Неем.8:5).
Иногда люди стоят во время молитвы. Например, Анна молилась о ребенке стоя (1Цар.1:26), а Соломон стоял, когда произносил молитву при освящении храма (3Цар.8:22). В притче Иисуса (Лк.18:9–14) и фарисей, и мытарь молятся стоя: первый напоказ (и, должно быть, на видном месте храма), а второй – «вдали» (вероятно, во внешнем дворе).
Ряд образов связывает положение стоя с верностью благочестивому делу. Почти в дюжине случаев в посланиях «устояние» связано с твердой верностью Богу и христианской вере, в отличие от отхода от нее. Подобное качественное значение имеют слова о том, что некие люди «хорошо стоят» (1Тим.3:13 {«хорошо служившие»}) или «высоко стоят» (Деян.13:50; 17:12 {«почетных»}), или что верующие «стоят зрелыми» (Кол.4:12 {«пребыли совершенны»}).
Еще один ряд образов, связанных с положением стоя, относится к власти. Например, царь стоит над всем народом (1Цар.19:20 {«начальствующего»}), а пророк стоит над теми, кому пророчествует (1Цар.19:20). Священники из колена Левия принимали помазание, чтобы «предстоять пред Господом» и «служить во имя Господа» (Втор.18:5). Стоять рядом с лицом, облеченным властью, значит помогать ему, будь то священник (Зах.3:5) или царь (2Цар.13:31). Около девяноста раз упоминание о «предстоянии» перед Богом или земными властями обозначает почтение или служение подданных. Так, человек, «проворный в своем деле», будет «стоять перед царями» (Притч.22:29). Тема власти также подразумевается в более чем дюжине упоминаний о восхищенном предстоянии перед Богом и человеком-властителем.
Образ положения стоя встречается также в контексте рассказов о войне (2Цар.2:25; 20:11; 1Пар.11:14), где речь идет об оборонительной позиции. Окончательное поражение – это когда «не будет у вас силы противостоять врагам вашим» (Лев.26:37). При описании завоевания о народе говорится, что «не устоит никто против тебя» (Втор.7:24; см. также Втор.11:25; Нав.1:5; 3Цар.10:4–5). С этим связан также образ стояния на страже (Неем.7:3; 12:25).
Исходя из некоторых отмеченных выше примеров, устояние – это также образ постоянства. Так, об обетах сказано, что они «стоят» – то есть имеют силу (Чис.30:5, 8, 12). Божий совет «состоится» (Ис.46:10), а Его Царство «будет стоять вечно» (Дан.2:44). Дом, построенный на камне, устоит, когда начнется потоп, а дом, построенный на песке, рухнет (Мф.7:24–27). «Дом праведных стоит» (Притч.12:7). Напротив, жертвенники, которые подвергнутся разрушению, не устоят (Ис.27:9). Самое главное, что Божье Слово и любовь будут стоять вечно (Пс.88:29; Ис.40:8).
См. также: ЛЕЖАНИЕ, ПОКОЙ; ПОКЛОН, ПРЕКЛОНЕНИЕ, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; СИДЕНИЕ.