Боль, муки
(Pain, pangs)
В Библии как «боль» или «муки» переводятся несколько разных слов, которые почти всегда употребляются в метафорическом смысле для обозначения страдания, страха или тревоги. В редких случаях имеется в виду обычная боль, связанная с человеческой болезнью и смертностью (Иов.14:22; 33:19; Пс.114:3), но, как правило, она связана с эмоциональными переживаниями. Боль испытывают праведные или кающиеся, которые взывают к Богу и просят облегчения. Они страдают из-за притеснений врагов (Пс.24:16–19; 54:2–5) или из-за собственных грехов (Ис.26:16–17). Эта боль часто сравнивается с родовыми схватками женщины. Чаще всего образ боли связывается с пророческими предупреждениями о грядущем Суде или с вызванными им страхом и мучениями. Пророки провозглашают, что враги Израиля испытают большую боль (Ис.13:8; 21:3; 23:5; Иер.22:23; 48:41; 49:22–24; 50:43; Иез.30:4, 9, 16). Вавилон, Едом, Египет, Ефиопия, Ливан, Моав и Тир ужаснутся, когда Господь произведет над ними Свой суд. Напоминая о прошлых победах, псалмопевец говорит о времени, когда Бог вселял ужас во врагов Израиля (Пс.47:5–7). Но тот же образ используется и применительно к Израилю. Вследствие греха суду подвергнется и Божий народ, и когда этот суд наступит, Израиль будет как «женщина в родах» (Иер.4:31; 6:24; 13:21; 30:6; Ос.13:13). Боль и ужас испытал даже пророк, когда он понял, какая мрачная участь ждет Израиль (Иер.4:19; 15:18).
Метафора боли используется также применительно к периоду страданий, через который должен пройти Божий народ перед днем искупления. Плен сравнивается с болью при родах. Испытав страдания, дщерь Сиона будет искуплена Богом (Мих.4:9–10). Эсхатологическое искупление будет таким, что муки рождения будут едва заметными в сравнении с ним (Ис.66:7–8). Этот образ подхватывается в Новом Завете. Воскресение Иисуса «расторгло узы смерти» (Деян.2:24) и сделало возможным искупление человечества. По словам Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:22), с надеждой ожидая искупления и откровения сынов Божьих (Рим.8:18–23). Павел даже сравнивает процесс формирования Христа в Его обращенных с муками рождения (Гал.4:19). Вызывая в памяти образы Ветхого Завета, Павел пишет, что день Господень придет на нечестивых внезапно, «как мука родами постигает имеющую во чреве» (1Сол.5:3). Но эта боль не будет продолжаться вечно. С пришествием Христа боль исчезнет, ибо в это время «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр.21:4).
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, КРЕСТ; РАНА; РОЖДЕНИЕ; СМЕРТНОСТЬ; СМЕРТЬ; СТРАДАНИЕ; СТРАДАЮЩИЙ РАБ.