Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Большие размеры, величие

(Large, largeness)

Крупномасштабные образы в Писании относятся, в первую очередь, к природе и к делам Бога. Они проявляются в буквальном смысле на физическом уровне и в метафорическом – на духовном. Применительно к людям в образах величия обычно подразумевается незаконное посягательство на что-либо по праву принадлежащее Богу.

Физические размеры. На чисто физическом уровне наибольшее количество библейских образов, связанных с большими размерами, относится к природе. Стократный урожай, например, – гигантский урожай (Быт.26:12; Мф.13:8, 23). Поражает своими размерами рыба {«кит»}, поглотившая Иону и сохранившая его. То же самое относится к бегемоту и левиафану – столь огромным морским чудовищам, что управлять ими способен только Бог (Иов.40:10–41:26). В еврейском воображении таинственное и грозное море кажется «великим и пространным» (Пс.103:25). В двух случаях, когда Иисус помогал ученикам поймать рыбу, Он проявил Себя Богом, распоряжающимся всеми щедротами природы и обеспечившим необычайно большой улов, который ученики захватили в сети (Лк.5:6; Ин.21:6).

Человеческое воображение склонно относиться к большим размерам как к положительному образу. Библия часто разделяет такой взгляд, изображая крупные размеры как образы Божьей щедрости. Описывая обетованную землю, простиравшуюся перед израильтянами, Моисей сказал, что в ней много «больших и хороших городов» со всяким добром и пищей, которые им дает Бог (Втор.6:10–12). В Ветхом Завете положительная характеристика какого-либо места часто выражается словами, что оно пространное и обширное (Исх.3:8; Суд.18:10; 2Цар.22:20). Показано восемь случаев, когда Бог расширил пределы человека или народа (см. ВОЗРАСТАНИЕ, ПРЕУМНОЖЕНИЕ). Особенно памятен краткий эпизод, в котором Иавис воззвал к Богу: «О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои... И Бог ниспослал ему, чего он просил» (1Пар.4:10). Во всех этих случаях в образе обширной земли выражается щедрое Божье обеспечение людей.

Аналогичная картина просматривается в ветхозаветных образах больших камней. Поначалу мы можем видеть в них лишь изобразительные детали Библии. Но многие из этих больших камней так или иначе связаны с Богом. Моисей заповедал израильтянам поставить на горе Гевал (на другом берегу Иордана) большие камни и написать на них слова Божьего закона (Втор.27:2). Большая поверхность камня позволяла дать визуальное напоминание о величии Бога и значении Его закона, о Его самораскрытии людям. Позднее Бог повелел Исаии написать Его слова на «большом свитке» – настолько большом, чтобы Божьи слова и их значение были совершенно ясными (Ис.8:1). Читаем также о больших камнях, использовавшихся как жертвенники для приношений Богу (1Цар.14:33). Большие камни требовались и для строительства храма Божьего (3Цар.5:17; 7:10). Давид перечислил дорогие и разнообразные предметы, заготовленные им для храма, с уточнением, что всего этого во «множестве». Он объяснил: «Дело сие велико; потому что не для человека здание сие, а для Господа Бога» (1Пар.29:1). В величии задачи и храма отражалось величие Бога.

Величие Бога. Нет ничего удивительного, что образы больших размеров связываются в Библии с Богом. Образы широкого пространства присутствуют, например, в словах псалмопевца, что милость Божья так же велика, «как высоко небо над землей», и что Он удаляет беззаконие людей так, «как далеко восток от запада» (Пс.102:11–12). Божья милость «до небес» (Пс.35:6; 56:11). Его правда «как горы могучие», и Его справедливость «как бездна великая» (Пс.35:7). В сравнении с Богом «народы – как капли из ведра» (Ис.40:15), и Бог может исчерпать воды земли горстью Своей руки (Ис.40:12). В таких образах выражается простая, но в то же время грандиозная истина: Бог велик.

С другой стороны, образы больших размеров используются также для изображения силы и суда Бога, направленных против людей и народов. Бог обрушил на аморреев град больших камней (Нав.10:11), продемонстрировав тем самым Свою власть над природой и врагами. Чаша Его гнева, которую Израиль и Иудея должны испить за свои грехи, «глубокая и широкая» (Иез.23:32). Меч, символизирующий Божий суд в Откр.6:4, тоже большой. В картине Божьего суда над Вавилоном показан ангел, который «взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море» (Откр.18:21). В этих образах подчеркивается не только сила Бога, но и масштабы греха; в частности, грехи Вавилона были настолько большими, что «дошли до неба» (Откр.18:5). Тот же смысл имеет заявление Иисуса, что для побуждающего Божьих чад ко греху лучше было бы, «если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море» (Лк.17:2), – образ большого наказания за большой грех.

Величие Царства. В большом улове рыбы, который Иисус помог получить ученикам, проявилась щедрость природы под управлением Бога, но когда Иисус сказал Петру, что он будет ловить человеков, образ превратился в картину щедрот Божьего Царства, которое будет большим и многолюдным (Лк.5:10). Иисус, у Которого характерным риторическим приемом была гиперболизация, изобразил Свое Царство в виде крошечного горчичного зерна, которое, когда всходит и вырастает, «становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:31–32). Человека, оставляющего все ради Царства, ожидает большая награда: он «получит во сто крат [в сравнении с тем, от чего он отказался] и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29). Петр узнал о размерах Царства нечто большее, когда увидел «отверстое небо» и спускавшееся на землю «большое полотно» с чистыми и нечистыми животными, которых ему было велено есть (Деян.10:11–13). На небе в Царстве Божьем будет «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр.7:9).

Величие принадлежит Богу и Его Царству, и когда люди пытаются отнести его на свой счет, возникает опасность. При описании щедрот обетованной земли Моисей предупредил народ не забывать о Господе в условиях такого изобилия (Втор.6:10–12). Моисей предсказал, что, когда у народа будет много крупного и мелкого скота, золота и серебра, сердце его возгордится и он отвернется от Бога (Втор.8:13–14). О большом материальном богатстве часто говорится как о соблазне, уводящем сердце человека от Бога (ср. притчу о богатом земледельце в Лк.12:13–21). Царям нельзя было накапливать серебро и золото в больших количествах и умножать себе жен, дабы их сердца не уклонялись (Втор.17:17), – это пророчество исполнилось в жизни Соломона (3Цар.11:3–4). Согласно библейским текстам, сердце человека должно исполняться величием Бога и Его Царства, а не каким-то другим.

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ; ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ; ВОЗРАСТАНИЕ, ПРЕУМНОЖЕНИЕ; ГЛУБИНА, БЕЗДНА; ГОРА; ИСПОЛИН, ВЕЛИКАН; ИСПОЛИНСКИЕ РАЗМЕРЫ И ДЕЛА; КОСМОЛОГИЯ; ХРАНИЛИЩЕ; ЧУДОВИЩА; ШИРОТА, ШИРИНА, РАСШИРЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle