Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Возрастание, преумножение

(Increase, stories of)

Общее количество рассказов о возрастании невелико, но они обращаются к сокровенным устремлениям человека. Эти рассказы привлекают наше внимание к тайнам и чудесам Божьих дел и к Его готовности проявлять щедрость к людям.

Ярким ветхозаветным примером этой темы служит Иов, потерявший всю свою семью и все поголовье скота, но затем получивший «вдвое больше того, что он имел прежде... И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов.42:10, 12). Действительно, сравнение поголовья скота Иова в конце рассказа с тем, которое он имел в начале, показывает, что оно удвоилось. Это история о вознагражденной добродетели и о не только восстановленном, но и преумноженном благосостоянии. Печальную и трагическую ситуацию Бог сменил возрастанием и благословением.

У еще четырех ветхозаветных историй о возрастании есть общие черты. Вдова из Сарепты поделилась с Илией последней пищей и последним маслом и получила вознаграждение в виде чудесным образом восполняемых запасов еды и масла, пока Бог не послал на землю дождь (3Цар.17:8–16). Вдова одного из сыновей пророков обратилась к Елисею, когда заимодавец пригрозил взять двух ее детей в рабы. Елисей научил ее попросить пустые сосуды у всех соседей, и Бог чудесным образом наполнил их маслом (4Цар.4:1–7). Еще одна история с участием Елисея – чудесное насыщение ста человек приношением первых плодов (4Цар.4:42–44). Это рассказы о Божьем сострадании к нуждающимся, лишенным средств к существованию, и обеспечении их необходимым. Загадочная история о молитве Иависа настолько краткая, что она как будто бы дразнит наше воображение, требующее дополнительной информации: «И воззвал Иавис к Богу Израилеву, и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои... И Бог ниспослал ему, чего он просил» (1Пар.4:10). Это выглядит рассказом о проявленной Богом щедрости в отношении сердца, стремящегося к большему.

В Ветхом Завете присутствует также тема о количественном возрастании людей. Если проследить использование слова умножить в Книге Бытие, можно увидеть многочисленные обетования, что Бог умножит число потомков патриархов (напр., Быт.16:10; 17:2; 26:24), и это обетование повторяется во Второзаконии (напр., Втор.6:3; 7:13; 8:1) накануне вхождения израильтян в обетованную землю. Ветхозаветная история подтверждает, что это умножение действительно происходило, и первым тому примером служит изображенная в Исх.1 юмористическая картина, в которой чем больше египтяне угнетали израильтян, тем больше они умножались (Исх.1:7–8, 12). В пророческих видениях восстановленного Израиля тоже присутствует тема количественного возрастания (напр., Иер.23:3; Иез.36:11; 37:26). Новозаветным аналогом служит заявление в Деян.12:24, что «слово... Божие росло и распространялось».

Намеки на тему возрастания можно увидеть даже в ветхозаветных притчах. Стезя праведных, например, «как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч.4:18). В то время как «богатство от суетности истощается», «собирающий трудами умножает его» (Притч.13:11). Когда нечестивые погибают, «умножаются праведники» (Притч.28:28).

В число наиболее известных новозаветных историй о возрастании входят несколько притчей Иисуса и сотворенных Им чудес. К притчам, в которых присутствует тема возрастания, относятся притча о сеятеле и семени с получением впечатляющего стократного урожая (Мф.13:3–8), о горчичном зерне, выросшем в гигантское дерево, в ветвях которого вили гнезда птицы (Мф.13:31–32; Мк.4:30–32; Лк.13:18–19), о закваске, когда небольшого количества дрожжей хватило для закваски трех мер муки (Мф.13:33; Лк.13:20–21) и притча о талантах, в которой двое слуг удвоили деньги своего господина благодаря умелому их вложению (Мф.25:14–17). Притчу о талантах Иисус завершает словами: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится» (Мф.25:29). Притчи о Царстве тоже по сути представляют собой рассказы о возрастании.

Той же схеме следуют и некоторые чудеса Иисуса. В одном случае Он умножил пять ячменных хлебов и две рыбки до количества, которого хватило на пять тысяч человек, и еще осталось двенадцать коробов (Ин.6:5–13). В другом случае семи хлебов и нескольких рыбок оказалось достаточно, чтобы накормить четыре тысячи человек, и осталось семь корзин (Мк.8:1–9). Эти рассказы напоминают нам о необычайной щедрости Иисуса и о Его божественной власти над природой. На вопрос Андрея, как пятью хлебами и двумя рыбками можно накормить пять тысяч человек: «Что это для такого множества?» (Ин.6:9) – ответ дает само содержание рассказа: Бог всегда обеспечивает с избытком.

Тема возрастания присутствует и в новозаветных посланиях, где процесс освящения показан как рост и преумножение. Читаем, в частности, о необходимости «возрастать во спасение» (1Пет.2:2) и «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.3:18). Или: «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф.4:15). Освященная жизнь – это жизнь «возрастания в познании Бога» (Кол.1:10). Автор Послания к римлянам в качестве примера приводит Авраама, который «пребыл тверд в вере», в течение двадцати пяти лет ожидая рождения обещанного сына (Рим.4:20). К этому можно добавить известный отрывок (Рим.5:3–5) с перечислением добродетелей, развивающихся в результате страданий, – процесс становления христианского характера, в котором одна добродетель влечет за собой другую. «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда,...» В параллельном отрывке (2Пет.1:5–8) показаны добродетели, которые верующий должен прибавлять к вере с конечным результатом их «умножения». Короче говоря, жизнь веры есть великий процесс возрастания, в котором благодать умножает благодарность (2Кор.4:15), в котором Бог предоставляет возможности для умножения плодов праведности (2Кор.9:10) и в котором вера и любовь постоянно умножаются (Флп.4:17; 1Сол. 3:12; 2Сол.1:3).

См. также: ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО; ДРОЖЖИ, ЗАКВАСКА; СЕМЯ; СЕЯНИЕ, СЕЯТЕЛЬ; ЧИСЛА В БИБЛИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle