Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Возрождение

(Rebirth)

Образ перехода от смерти к возрождению получил название «архетипа архетипов» благодаря центральному положению, которое занимает в литературе и жизни переход от испытаний и опасности к освобождению и преодолению препятствий. Здесь, в первую очередь, имеется в виду не воскресение в буквальном смысле (хотя в нем мотив выражается в чистом виде), а метафорическая смерть, ведущая к обновлению. В рассказа о потопе (Быт.6–9), например, мотив представлен на всемирном уровне – Бог разрушил весь мир, за исключением семьи Ноя и представителей всех видов животных, а затем возродил жизнь на земле. Этой схеме соответствует и рассказ о готовности Авраама принести в жертву Исаака, в новозаветном комментарии события подчеркивается, что Авраам получил своего сына «из мертвых» (Евр.11:19). На еще более метафорическом уровне Иаков, лишившийся всего, кроме своей внутренней сущности, провел темную ночь в борьбе с ангелом Божьим и вышел из испытания с новым именем и как новая личность, вступив в новую жизнь, когда «взошло солнце» (Быт.32:31). Иосиф тоже пережил серию злоключений, прежде чем его судьба пошла по восходящей линии и он стал самой сильной фигурой в Египте после фараона.

Схема повторяется в эпическом рассказе об исходе. На национальном уровне Израиль возрождается после четырехсот лет рабства в Египте, а затем народ умирает в пустыне, пока не появилось следующее поколение, вошедшее в обетованную землю. Пример этой схемы на личном уровне: родители Моисея оставили его в корзине на берегу Нила, но он был спасен и возвращен к жизни. Во время десяти казней египтяне подверглись серии смертельных катаклизмов, но, когда фараон смягчился, они вернулись к обычной жизни, пока не наступил окончательный суд. Такая динамика выражается и в других эпизодах исхода – Мариамь покрылась проказой, а затем исцелилась (Чис.12:9–15), жезл Аарона пустил почки и расцвел, символизируя жизнь (Чис.17), медный змей Моисея исцелял человека, ужаленного одним из «ядовитых змеев» (Чис.21:5–9). В завуалированной форме символика присутствует и в эпизоде перехода израильтян через Красное море посуху на другой берег, откуда они видят, как тонет египетское войско.

Цикл смерти – возрождения вплетается в саму ткань ветхозаветной истории. Он повторяется как постоянное чередование периодов идолопоклонства и отступничества народа с последующим покаянием и восстановлением. В самом широкомасштабном виде эта схема проявляется в истории пленения и восстановления Иудеи. Выделяются и конкретные эпизоды ветхозаветной истории: смертный приговор, вынесенный Богом Езекии, который затем получил еще пятнадцать лет жизни (4Цар.20:1–11; Ис.38); случаи в жизни Илии, когда он выживал, несмотря на опасности или голод; семикратное омовение Неемана в реке Иордан, после чего он исцелился от проказы (4Цар.5:8–14). Иов претерпел лишения на практически всех уровнях (физическом, общественном, психологическом, духовном) с последующим возрождением и восстановлением благоденствия и мира с Богом. Иону бросили в морскую пучину, из которой он спасся; его молитва об освобождении проникнута образами смерти и возрождения, спуска вниз и удушья, за которыми следуют подъем и избавление.

В других ветхозаветных жанрах представлены различные вариации на эту тему. Псалмы жалобы основываются на образах ужасного положения, нередко изображаемого в виде крайней опасности с потенциальной угрозой для жизни, которая находит разрешение в уповании на Божье избавление. Эмоциональная последовательность в этих псалмах выражается в архетипе смерти и возрождения человеческого духа. В псалмах хвалы Бог тоже часто прославляется за избавление автора от смертельной опасности. Пс.106 представляет собой миниантологию таких образов, где автор рисует тяжелое положение людей в пустыне, в темнице, в болезнях и в морских бурях, пока они не находят города, освобождения, здоровья и спокойного пристанища. Постоянно повторяющийся образ в псалмах находит краткое выражение в словах Пс.29:6: «Вечером водворяется плач, а на утро радость».

Схема смерти – возрождения в общих чертах отражается в ветхозаветной жертвенной системе. Принцип, о котором никогда не заявляется прямо, заключается в том, что приносимые жертвы – животные, продукты, хлеб – обеспечивают духовное благополучие приносящего. Отчуждение от Бога означает смерть, а получение прощения – возвращение к жизни.

Ориентация на образ смерти и возрождения проявляется и в ветхозаветной пророческой литературе. Смысл послания пророков заключается в предсказании неминуемого суда. Пророки раскрывают духовную и нравственную смерть народов и используют катастрофические образы для изображения грядущей погибели. Но в пророчествах об искуплении рисуются образы радостной жизни и картины конечного возобновления Божьего благословения. Эта сторона пророческого послания выражается в посланном Иезекиилю видении поля, устланного сухими костями, которые возвращаются к жизни дыханием Бога (Иез.37:1–14). Пророчества об искуплении переполнены образами возрождения – люди возвращаются на родину, сеют, собирают урожай, жизнь возобновляется, города восстанавливаются. Таким образом, хотя вера в воскресение из мертвых выражается лишь в нескольких ветхозаветных стихах (Иов.19:25–27; Дан.12:2), образ перехода от смерти к возрождению лежит в основе большей части Ветхого Завета с его упором на превращение плача в хвалу, рабства в свободу, плена в возвращение.

В Новом Завете символика возрождения основывается на воскресении Иисуса из мертвых, подкрепленном другими случаями воскресения. Но есть и более общие образы смерти и возрождения. Духовное возрождение изображается как рождение свыше (Ин.3:1–8). Вести христоподобную жизнь значит «ожить из мертвых» (Рим.6:13; ср. Рим.7:5–6, 10; 8:6, 10). Верить в спасение во Христе значит возродиться из «мертвых по преступлениям и грехам вашим» (Еф.2:1; см. также Еф.2:5; Кол.2:13). В гимне в Еф.5, относящемся, возможно, к обряду крещения, верующие призываются «воскреснуть из мертвых» (Еф.5:14). Само крещение показано обрядом смерти – возрождения, в котором верующие «погреблись» со Христом «крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4; см. также Кол.2:12; 1Пет.3:21). Самоотречение (см. ВОЗДЕРЖАНИЕ, ВЫДЕРЖКА, СДЕРЖАННОСТЬ) – тоже своего рода смерть для себя (Ин.12:24–26).

Совершенно очевидно, что мотив смерти – возрождения близок к самой сути библейского богословия, и в нем выражается основополагающий принцип физической, эмоциональной и духовной жизни.

См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ; ОБНОВЛЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, РЕФОРМА; ОБРАЩЕНИЕ; ПОКАЯНИЕ; ПРОЩЕНИЕ; РОЖДЕНИЕ; СМЕРТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle