Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Обращение

(Conversion)

Под обращением понимается изменение направления. Это представление лежит в основе библейских образов обращения. Само это слово в Библии встречается редко, но рассказы об обращении занимают видное место, прежде всего в Новом Завете. Ветхозаветным аналогом обращенных служат язычники, отказывающиеся от своих традиций и принимающие иудейскую веру и Бога. Общий знаменатель таких рассказов об обращении – признание человеком потребности в одном истинном Боге и отвержение всех альтернатив. О человеке, совершившем подобный поступок, обычно говорится, что он «уверовал». В число библейских синонимов обращения входят покаяние, получение спасения и обретение веры. В библейских образах, связанных с обращением, последовательно выражается идея о коренном изменении; люди, всегда верившие в Бога или всегда знавшие Его, обращенными не называются. Конкретные моменты обращения детей Израиля и учеников Иисуса при Его жизни в Библии не показываются, хотя вера для этого, безусловно, требовалась.

В Ветхом Завете мы видим благочестивых мужчин и женщин, но лишь изредка встречаем примеры обращения. Жизнь Иакова настолько изменилась после встречи с Богом и борьбы с Ним у потока Иавок (Быт.32:22–32), что этот эпизод можно рассматривать как рассказ об обращении. Послушание Авраама призыву оставить отчий дом и религию тоже привело к таким резким изменениям в жизни, что это можно назвать обращением – изменением направления с введением совершенно нового обряда обрезания как сопутствующего символа (Быт.17). С тех пор желающие стать иудейскими прозелитами и принять Бога Авраама принимали также обрезание. Таким образом, обрезание было ветхозаветным символом обращения к вере в Бога и свидетельствовало о коренном изменении в жизни человека.

В других ветхозаветных примерах обращение приводит к изменению в сфере не только религии, но и культуры и образа жизни. Первым известным прозелитом была Раав. Согласно Посланию к евреям, решающим фактором стала вера, которую Раав продемонстрировала, назвав Бога евреев «Богом на небе вверху и на земле внизу» (Нав.2:11; ср. Евр.11:31). Она действовала в соответствии с этим исповеданием и спрятала лазутчиков, поэтому спаслась вместе с семьей и стала частью народа Израиля. Еще в Ветхом Завете рассказывается о том, как обратилась Руфь, оставившая свой народ и своих богов и последовавшая за свекровью из родного Моава в Израиль. В своем исповедании веры она заявила: «Народ твой будет моим народом, и Бог твой моим Богом» (Руф.1:16). Таким образом, Руфь тоже уверовала в Бога и обратилась в иудейскую религию.

Кроме того, в Ветхом Завете рассказывается об иноземных правителях и народах, уверовавших в Бога или покаявшихся пред Ним в грехах, но не упомянутых в качестве обращенных в иудаизм. Под эту категорию подпадают народ Ниневии, покаявшийся в своем нечестии после предупреждения Ионы, и персидский царь Дарий, на которого чудесное спасение Даниила в львином рву произвело такое впечатление, что он издал указ, чтобы в его царстве поклонялись «Богу живому», ибо «владычество Его бесконечно» (Дан.6:26). Бог смирил также вавилонского царя Навуходоносора и принудил его к исповеданию веры, послав на него семь лет безумия (Дан.4). В конце этого срока Навуходоносор вознес хвалу Богу как «Всевышнему» и «Присносущному» (Дан.4:31). Эти люди покаялись в неверии и грехе и заявили о вере в Бога. Если бы они действительно держались этой веры, их можно было бы причислить к верующим, «слушающим слово Божие и исполняющим его» (Лк.8:21). Случай с Нееманом более неопределенный. Когда Елисей излечил его от проказы, он взял с собой часть земли Израиля в соответствии с древними верованиями, связывавшими божества с конкретными районами, а также попросил прощения за поклонение со своим господином в доме Риммона (4Цар.5:17–19).

В Новом Завете показаны гораздо более яркие картины обращения. Основным символом обращения служит крещение. В этом символе заключается двойной смысл, ибо имеется в виду как буквальное крещение в воде, к которому Иисус призвал в «великом поручении», так и крещение Святым Духом, скрепляющее веру и спасение новообращенного (Мф.28:19; Еф.1:13). Помимо этого символа, Иисус использовал также поясняющие образы. Он называл обращение рождением от воды и Духа (Ин.3:5); переходом от тьмы к свету (Ин.3:21); вкушением живой воды, которая есть Он Сам, и получением рек живой воды, которые начинают истекать из сердца самого верующего (Ин.7:38); переходом от смерти к жизни (Ин.11:25). Кроме того, смысл обращения Он проиллюстрировал в притче о сеятеле, заявив, что верующие подобны доброй почве, на которой успешно произрастает семя (Лк.8:5–15). Принесение плода характерно для тех, кто, «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк.8:15).

Образцом библейского рассказа об обращении можно считать историю с Павлом (Деян.9:1–22; 22:1–16), настолько известную, что до сих пор слова «дорога в Дамаск» служат метафорой внезапного обращения. Основной ее смысл заключается в том, что направление жизни человека изменилось на полярно противоположное – ревностный гонитель христиан превратился в ревностного проповедника Евангелия. Драматичный характер обращения подчеркивается связанными с ним образами – воссиял свет, ослепивший Павла, он смиренно упал на землю, с неба раздался обвиняющий сверхъестественный голос, наступила временная слепота, присутствовавшие стояли безмолвно и, наконец, с глаз обращенного спала пелена. Прямым результатом стало смелое свидетельство Павла об Иисусе. Выделяются основные темы обращения: личная и покоряющая встреча со Христом, смирение пред Богом, освобождение от чего-то (бремени или препятствия), обострение чувств, восстановление зрения, омовение крещением, символизирующим очищение от греха, начало новой жизни и принятие новых ценностей.

Коренное изменение, происшедшее с Павлом – наиболее яркий рассказ об обращении, но в Новом Завете показано и множество других примеров. Среди них мы видим Корнилия – первого обращенного язычника (Деян.10); темничного стража, обращенного Павлом и Силой (Деян.16:23–32); бывшего мытаря Закхея (Лк.19:1–10); разбойника, висевшего на кресте рядом с Иисусом (Лк.23:39–43), и многих других людей, иудеев и язычников, обратившихся в день Пятидесятницы и впоследствии (Деян.2:38–41). Одни из этих обращенных уверовали под влиянием слов Иисуса и совершавшихся Им чудес, а другие – в результате проповеди апостолов. Но всех их объединяло то, что в большинстве своем они относились к разряду людей, которых меньше всего можно представить себе спасенными. Часто это были язычники, никогда прежде не слышавшие о Боге Израиля, или грешники, чьи дела казались отвратительными в глазах их окружения. Иоанн отмечает, что во Христа верили очень немногие из праведных фарисеев (Ин.7:48). Иными словами, основной отличительной чертой всех этих обращенных была готовность признать свою греховность, отказаться от прежних верований и уверовать в Евангелие во всей его полноте. Иисус напомнил об этом фарисеям, указав, что первосвященники не верили тому, что говорил Моисей, в противном случае они уверовали бы и в Него (Ин.5:46).

Наконец, следует упомянуть о тех новозаветных персонажах, которые отказывались от обращения, когда оно предлагалось им. В таком положении оказывались те, кто, как описано в евангелиях, отвергал послание Христа; наиболее яркое выражение это нашло в случае с богатым юношей, который «отошел с печалью» (Мф.19:22; Мк.10:22), поскольку не смог выполнить требований, необходимых для обращения, в частности, не захотел отказаться от своего богатства. Столь же памятен отказ царя Агриппы, отвергшего евангельское послание Павла словами: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян.26:28).

Обращение – это прежде всего посвящение, вхождение во что-то новое. Это также резкое изменение, освобождение от старого и принятие нового. Это поворотный момент в жизни обращенного. Обращение – конкретное событие в жизни человека (хотя и требующее длительной подготовки), когда он принимает решение, находясь на перепутье. Оно требует изменения в общем направлении жизни человека и служит высочайшим примером библейской темы обновления, наилучшее выражение нашедшей в классическом стихе: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

См. также: ВЕРА; КРЕЩЕНИЕ; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ; НОВОЕ; ОЧИЩЕНИЕ; ПОКАЯНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle