Крещение
(Baptism)
В древности водные обряды были гораздо более распространенными, чем сегодня, поэтому тогда люди легче воспринимали связанную с крещением символику. В обрядах очищения воду использовали египтяне, месопотамцы, хетты и евреи (напр., Лев. 13:6–7). В новозаветный период, когда на христианство большее влияние оказывала греческая, а не древняя ближневосточная культура, в большинстве храмов существовали правила, касающиеся обрядовой чистоты. Многие греческие философы (в том числе стоики и пифагорейцы, но не киники) положительно относились к обрядовому очищению, а некоторые мистические культы пользовались ритуальным омовением перед проведением обрядов посвящения.
Иудейские истоки. Во времена Иисуса иудеи в целом тщательно соблюдали обряды омовения, предписанные в иудейской Библии, и добавленные к ним другие. У зажиточных людей в окрестностях Иерусалима были даже собственные купальни для обрядовых целей. К тем, кто проявлял в этом деле особенную щепетильность, относились ессеи из кумранской общины (люди, написавшие Свитки Мертвого моря); помимо совершения начального омовения, требовавшегося для вступления в секту, они и впоследствии постоянно омывались для сохранения обрядовой чистоты. В эллинистский период ритуальное омовение стало неотъемлемой частью иудейского благочестия, и уже за два века до пришествия Иисуса иудеи регулярно погружались в воду в отведенное время. Фарисеи ввели практику омовения рук священниками.
Вместе с тем, у иудеев был особый одноразовый обряд омовения. Он совершался над язычниками, когда те изъявляли желание обратиться в иудаизм и смыть с себя прежнюю нечистоту. Водное крещение было настолько важной частью иудейского обряда обращения наряду с более болезненным ритуалом обрезания, что о нем упоминают даже такие языческие авторы, как, например, Эпиктет. В соответствии с более поздними иудейскими предписаниями, касающимися личного крещения, погружение в воду должно было быть настолько полным, что у совершенно обнаженного человека оно считалось недействительным, если между зубами обнаруживалась даже такая ничтожная помеха, как шелуха от съеденной фасолины. Тем не менее полное погружение в воду вкупе с обрезанием (для мужчин) и искренним расположением сердца означало обращение. Позднее некоторые иудейские учителя утверждали, что обращенные таким образом язычники становятся подобными «новорожденным», полностью отрешившимся от своего языческого прошлого.
Иоанн Креститель. Иоанн Креститель не раздевал людей догола для публичного обряда крещения в реке Иордан, тем не менее он, по всей видимости, настаивал, что они должны окунаться и полностью погружаться в воду в соответствии с иудейскими правилами. Слово крещение может означать поливание головы, окропление или погружение в воду, но в иудаизме оно совершалось только погружением. Иоанн назвал это «крещением покаяния», раз и навсегда совершаемым действием, очищающим человека от его прежних путей в преддверии наступления царства. Но, в отличие от одноразового крещения язычников, о котором упоминалось выше, Иоанн требовал, чтобы этот обряд принимали и иудеи. Он считал, что иудеи нуждаются в обращении к Божьим путям не менее язычников (Мф.3:8–9; Лк.3:8).
Река Иордан и пустыня. В глазах евангелистов совершавшееся Иоанном крещение в Иордане и его служение в пустыне напоминали традиции начала израильской истории, связанные с исходом и завоеванием, как это видно из последующего служения Илии. Иоанн призывал Израиль назад к пустыне и к реке Иордан. Он готовил Израиль к восстановлению или возрождению, и покаянием израильтян должна была послужить новая встреча с водами, которые перешли их предки. (Проблема в данном случае заключалась в том, что Израиль перешел тогда реку посуху; обратите, однако, внимание на Нав.3:15 и Нав.4:18, где говорится, что на Иордане было в то время половодье.) Как бы то ни было, Иосиф Флавий пишет, что по крайней мере еще один иудейский пророк, Февда, полагал, что освобождение наступит после того, как его последователи вернутся в пустыню, снова перейдут реку Иордан и завоюют землю. Иоанн очень напоминал Илию и Елисея, служение которых ассоциировалось с рекой Иордан. Илия разделил ее воды, а Елисей омыл ими язычника Неемана для его исцеления. В вопросе, заданном Иоанну Крестителю: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин.1:25), – подразумевалось, что религиозные лидеры того времени серьезно относились к образам Иордана и пустыни, связанным с Илией и символизировавшим резкое изменение.
Образы, связанные с христианским крещением. Обряд посвящения. Дав повеление ученикам крестить других учеников, Иисус не имел в виду регулярные омовения для удаления появляющейся нечистоты. Как и Иоанн, Иисус учил крещению в том смысле, в котором Его слушатели понимали обычный обряд одноразового крещения: как обращение, как публичное выражение разрыва с прежней жизнью и начала новой. Крещение при обращении играло примерно такую же роль, какую в современном западном обществе играет обмен обручальными кольцами: официального, публичного заявления о принятых на себя обязательствах. Поскольку обращение было особым (не в какую-то форму иудейской веры, а конкретно в веру во Христа), христиане совершали крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19) или «во имя Иисуса Христа» (Деян.2:38, имеется в виду исповедание веры во Христа – Деян.2:21; 22:16).
Символика смерти, погребения и воскресения. Образ погружения в воду почти интуитивно связывался христианами со смертью, погребением и воскресением Иисуса и, тем самым, с опытом искупления. Крещение, которым должен креститься Иисус, подразумевающее Его грядущую смерть (Лк.12:50), служит основанием для заявления Павла о погребении крещением в смерть Иисуса (Рим.6:4; Кол.2:12).
Внутреннее преобразование и наделение силой. В случае крещения Духом образ, символизирующий обращение, получает дальнейшее развитие и становится выражением внутреннего преобразования и наделения силой Святым Духом. Учитывая силу и выразительность образа крещения среди первых последователей Иоанна Крестителя и Иисуса, они использовали его при напоминаниях об обещаниях ранних пророков о пришествии Духа (Мк.1:8; Деян.1:5; 11:16). В своих предсказаниях, касающихся последних дней, пророки связывали Духа с водой, и Иисус тоже воспользовался этим образом – в данном случае речь шла не о вхождении в воду для погружения, а об излиянии воды на людей (Ис.44:3; Иез.39:29; Иоил.2:28).
Иудейская Библия, современный иудаизм и различные новозаветные авторы связывают Духа как с духовным очищением (напр., Ин.3:5, где речь, возможно, идет о «воде Духа», ср. Ин.7:37–39), так и с пророческим наделением силой (напр., Деян.1:8; 2:4, 17–18). Поэтому разные новозаветные авторы при использовании этого образа ставят разные акценты. Иоанн Креститель, например, противопоставляя крещение Духом крещению огнем, которое, судя по контексту, означает суд (Мф.3:10–12; Лк.3:9, 16–17), упор делает на эсхатологическом спасении, связанном с пришествием Духа. В Ин.3:5 иудейское крещение новообращенных используется, по-видимому, как символ истинного обращения через крещение Духом.
Переполнение. В образе крещения показывается среди прочего переполнение водой, Святым Духом или трудностями. Когда Иаков и Иоанн попросили Иисуса дать им место по правую сторону от Него в раю, Он спросил: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк.10:38). Здесь Иисус показал крещение переполненным болью и страданием Его последних дней (см. Лк.12:50). Образ крещения с погружением в воду и переполнением ею ясно выражен в 1Пет.3. Нетрудно увидеть связь между спасительным крещением и спасением Ноя и его семьи от потопа (и через него). С другой стороны, Лука, обычно подчеркивающий пророческое наделение силой Духом (напр., Лк.1:67; 2:26; Деян.2:17–18; 4:8; 10:45–46; 13:9; 19:6), упор делает на этом аспекте действия Духа. В рассказах Луки показано больше примеров исполнения Духом верующих после обращения (напр., Деян.4:8; 8:16–17), чем этого можно было бы ожидать, исходя из богословских заявлений большинства новозаветных авторов, включая и его самого (Деян.2:38–39).
См. также: ВОДА; МЫТЬЕ, ОМОВЕНИЕ; НАВОДНЕНИЕ, ПОТОП; ЧИСТОТА.
Библиография:
G. R. Beasley-Murray, Baptism in the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1962);
J.D.G.Dunn, Baptism in the Holy Spirit: A Reexamination of the New Testament Teaching on the Gift of the Spirit in Relation to Pentecostalism Today (London: SCM Press, 1970).