Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Кривизна

(Crooked)

Противопоставление кривого прямому основывается, возможно, на картине палестинских дорог. Топография библейских земель показывает, что главные пути шли либо вдоль горных кряжей и долин, либо по морскому побережью или плоскогорью. Благодаря использованию принудительного труда они за сотни лет стали ровными, прямыми и удобными для передвижения по ним войск, колесниц царских гонцов и процессий (Ис.40:3; 45:2; 49:11). В противоположность главным путям, второстепенные дороги, связывавшие деревни, были извилистыми и кружными (Суд.5:6). Эти тропы, по которым передвигались пешком или верхом на ослах, изобиловали крутыми поворотами, подъемами и спусками и никогда не были прямыми. При путешествии по кривым, извилистым дорогам требовалось проделывать гораздо более долгий путь по сравнению с расстоянием по прямой линии. Каждый житель Палестины имел представление о таких окольных тропах, и выражение «кривые пути» было ярким и распространенным образом в отношении тех, кто уходил от трудностей, действовал непредсказуемо и не поступал так, как надо (Пс.124:5). «Путь праведных – уклонение от зла» (Притч.16:17).

Кривое всегда удаляется от прямого. Поэтому во всех случаях, когда в Библии говорится о чем-то кривом, подразумевается уклонение от установки прямоты, основанной на сущности Самого Бога: «Благ и прям Господь» (Пс.24:8 {«праведен»}). Коль скоро прям и праведен Господь, таким же должен быть Его народ. Бог воздал Иову должное как человеку «непорочному, справедливому, богобоязненному и удаляющемуся от зла» (Иов.2:3). Тема прямоты праведных занимает важное место у псалмопевца, который отмечает, что Всевышний «спасает прямых сердцем» (Пс.7:11 {«правых»}), и делает вывод, что «прямым прилично славословить» (Пс.32:1 {«правым»}). Павел подчеркивает, что пресвитеры в церкви должны быть справедливы (Тит.1:8).

Нечестивцы уклоняются от прямых путей: «Бог сотворил человека прямым, а люди пустились во многие помыслы» (Ек.7:29 {«правым»}). Они ходят искривленными путями, которые ведут к опустошению и гибели (Ис.59:7–8). Валаама, сына Восорова, Петр определяет как духовного предка всех, кто, «оставив прямой путь, заблудились» (2Пет.2:15; ср. Чис. 22:32). Различие между двумя нравственными путями – одна из основных тем Книги Притчей. В словах премудрости «нет ничего искаженного или кривого» (Притч.8:8 {«нет... коварства и лукавства»}). Мудрость оберегает человека, «дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы» (Притч.2:12–15). «Коварное [извращенное] сердце» и «лукавый язык» – два сапога пара (Притч.17:20). Надо познавать Бога, «и Он направит стези твои» (Притч.3:6; ср. Ис.26:7).

Во времена духовной летаргии от прямых Божьих путей могут отходить целые поколения. Моисей сокрушался, что дети Израиля стали «родом строптивым и развращенным» (Втор.32:5) и что в этом растлении выражалась неблагодарность Богу, Который «праведен и истинен» (Втор.32:4). Смысл послания в день Пятидесятницы Петр выразил следующими словами: «Спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян.2:40). Павел тоже призывал раннюю церковь не повторять ошибки ее предшественников, а быть «чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода» (Флп.2:15). Образ «строптивого рода» напоминает данное Иисусом определение Своих врагов как «порождений ехидниных» (Мф.3:7; 12:34; 23:33; Лк.3:7), связанное с мифологическим представлением о врагах Бога как об извивающемся змее (Ис.27:1).

Бог праведен, поэтому Он отвергает тех, кто ходит кривыми путями. Давид возносил хвалу Господу за Его различение лукавых и соответствующее к ним отношение (2Цар.22:27; Пс.17:27). Избежать Божьего суда не может даже человек, тщательно скрывающий уклонение от пути праведности, ибо «кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Притч.10:9), а «совращающихся на кривые пути свои» Господь оставляет ходить «с делающими беззаконие» (Пс.124:5).

Екклесиаст воспользовался образом кривых путей для выражения своего трезвого взгляда на жизнь под солнцем и здорового представления о Божьем провидении: «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?» (Ек.7:13). Богу угодно, чтобы хотя бы что-то было кривым. Лучше смирить перед этим свою волю, чем остаться несмиренным.

Бог поставил Своего Сына Царем, чтобы выпрямить все искривленное. Царь идет по ровному, прямому, а не кривому пути: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Лк.3:4–5; ср. Ис.40:3–4).

См. также: ПРЯМОЕ, ПРЯМОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle