Обрезание
(Circumcision)
Обрезание – символическое действие, играющее в Библии роль яркого образа. Оно было знаком соблюдения завета, заключенного между Израилем и Богом (Быт.17:11; ср. Деян.7:8; Рим.4:11), Который избрал израильский народ и дал ему обетование: «Я буду Богом твоим и потомков твоих» (Быт.17:7; ср. Втор.7:7–9).
Обрезание как древний обряд. В ветхозаветные времена обряд обрезания был распространен у многих народов, окружавших Израиль, поэтому его не следует рассматривать как какую-то его уникальную особенность. Вместе с тем, в Израиле ему придавалось особое значение. Как и у других семитских народов и египтян, его совершали не только над младенцами, и точный смысл его остается не вполне ясным. Возможно, он был обрядом посвящения при вхождении в возраст половой зрелости, или символической жертвой богам части детородного органа, или даже заменой человеческой жертвы. Но только в Израиле ему придали ясно выраженное религиозное значение, касавшееся не только человека, над которым оно совершалось, но и его семьи и всей общины. Требование использовать каменные, а не бронзовые или железные ножи свидетельствует о древности этого обряда (Нав.5:2).
Обрезание как знак принадлежности или завета. До установления центрального святилища обрезание служило основным символом завета, заключенного Богом с Израилем, и, соответственно, символом верности Израиля завету. Тех, кто отказывался подчиниться этому требованию, ждали суровые последствия (Исх.4:24–26). Это было непременным условием членства в заветной общине (Быт.17:14) и, возможно даже, проверкой лояльности (Быт.34). В нем могло выражаться подтверждение преданности (Нав.5:2–8). Среди ближайших соседей Израиля обрезание не практиковали только филистимляне. Автоматическая ассоциативная связь между филистимлянами и крайней плотью лежит в основе требования Саула, чтобы в качестве выкупа за невесту Давид принес ему сто краеобрезаний филистимлян (1Цар.18:25). В результате традиционной вражды иудеев с филистимлянами «необрезанными» стали называть нечестивцев и безбожников (напр., Суд.15:18; 1Цар.17:26; 2Цар.1:20). Иезекииль распространил это прозвище на врагов Израиля, изобразив их мертвыми народами, которые ранее терроризировали землю (Иез.32:17–32), а теперь бесславно сойдут в преисподнюю (Иез.32:27), где будут лежать с «необрезанными».
Обрезание как выражение искренней веры. На этом фоне сильное впечатление производят обвинения в «необрезанности» в отношении Израиля. «Ухо у них необрезанное, и они не могут слушать», – пишет Иеремия о жителях Иерусалима (Иер.6:10). Весь Израиль он обвиняет в том, что у него «необрезанное сердце», поэтому, независимо от совершения физического обрезания, израильтяне не отличаются от других народов, которые его не практикуют (Иер.9:26; ср. Иер.4:4). Они столь же нечестивы и безбожны. Понимание, что внешнее послушание через совершение обряда обрезания не обязательно влечет за собой послушание сердца и что «необрезание» сердца приведет к потере заветных обетований, проявилось уже в Пятикнижии (Втор.10:16; Лев. 26:41). Такое же обвинение против иудеев выдвинул Стефан (Деян.7:51). Несмотря на такие намеки, ставящие под сомнение неэффективность обряда обрезания, многим ранним верующим было трудно отказаться от этого внешнего знака.
Обрезание как выражение ветхого закона. Продолжив с того места, на котором он прервал Стефана (Деян.7:58 и далее), Павел развил эту тему дальше, не только указав на необязательность обрезания (Рим.2:25–29), но и предупредив (с язвительным юмором): «Берегитесь обрезания [katatome] потому что [истинное] обрезание [peritome] – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом» (Флп.3:2–3). В другом месте он высказал даже пожелание, чтобы сторонники обрезания кастрировали себя (Гал.5:12 {ср. синод}). По убеждению Павла, христиане обрезаны во Христе (Кол.2:11), так как они получили от Духа новое сердце; и главным образом по этой причине Павел резко выступал против тех, кто побуждал язычников принять внешний знак обрезания (Деян.15:1–29). «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15; 5:6).
Итак, время и установление последующих заветов коренным образом изменили символику обрезания. Древний обряд стал основным знаком соблюдения завета. А после пришествия Христа обрезание служит символом несоблюдаемого закона, который не может принести спасение.
См. также: ЗАВЕТ; ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ.
Библиография:
R.G.Hall, «Circumcision», ABD 1:1025–31;
J.M.Sasson, «Circumcision in the Ancient Near East», JBL 85 (1966) 473–476.