Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Обувь, сандалии

(Shoe, sandal)

В библейские времена, как и сейчас, обувь или сандалии носили для защиты ног. При археологических раскопках на библейских землях обнаружено множество образцов обуви, сандалий и воинских сапог. Но в библейских образах обуви упор делается не столько на ее основном физическом назначении, сколько на других связанных с ней факторах. Например, это были довольно незначительные, недорогие вещи (Быт.14:23; Ис.5:27; ср. Сир. 46:22). Во времена Амоса рабов продавали по цене пары обуви (Ам.2:6; 8:6). Иоанн Креститель считал себя недостойным даже понести (Мф.3:11) или развязать (Мк.1:7; Лк.3:16; Ин.1:27) обувь Иисуса, а это было занятие, которое обычно возлагалось на рабов (ср. 1Цар.25:41; Ин.13:6–7).

Для людей, которые часто ходили босыми, шнуровка сандалий означала подготовку к выполнению какого-либо дела или к путешествию. В предписании, касающемся пасхальной трапезы, указывалось, что она должна совершаться с препоясанными чреслами, обувью на ногах и посохами в руках (Исх.12:11). Павел тоже использовал образ христиан, обувших ноги «в готовность благовествовать мир», говоря об их готовности к духовной войне (Еф.6:15). Отправляя учеников проповедовать и исцелять, Иисус сказал им взять с собой обувь и очень немного сверх того (Мк.6:9); они должны были путешествовать налегке, чтобы быть готовыми ко всему в ходе служения по распространению Евангелия. (В параллельных местах у Матфея и Луки сказано, что Иисус запретил ученикам брать обувь, но здесь, по-видимому, имелось в виду, что лишняя обувь будет для них обузой.)

Сандалии на ногах указывали на положение свободного человека, а не раба (Лк.15:22). В них выражалась даже красота (Песн.7:2). С другой стороны, хождение босиком было знаком скорби (2Цар.15:30; Иез.24:17, 23) или почтения к Святой Земле (Исх.3:5; Нав.5:15; Деян.7:33). Босыми ходили пленные и рабы (2Пар.28:15; Ис.20:2).

Обувь снимали при урегулировании различных правовых вопросов, причем точный смысл некоторых из них не вполне понятен. Самый ясный пример мы видим в случае с вдовой, чей деверь отказывался выполнить свои обязательства по закону левирата; она могла публично снять с него сапог и плюнуть ему в лицо в знак презрения (Втор.25:9–10; ср. Руфь 4:7–8).

См. также: БОСОНОГОСТЬ; НОГА (II), СТОПА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle