Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Нога (II), стопа

(Feet)

Хотя иногда ноги связываются с ножками или углами стола или ящика (напр., Исх.25:12), в Библии это слово употребляется главным образом в значении ног человека и животных. Выражение «от подошвы ног до верха головы» служит характеристикой человека в целом (2Цар.14:25; Ис.1:6). Есть также отдельные антропоморфические ссылки на ноги Бога, связанные, например, с Его обещанием прославить место, где Он стоит (Ис.60:13; Иез.43:7; Зах.14:4).

В библейские времена одна из важных сторон проявления гостеприимства заключалась в омовении ног гостя (Быт.18:4; 19:2; Суд.19:21; 1Цар.25:41). Слова о ногах в елее в благословении Моисеем Асира (Втор.33:24) указывают на перспективу благосостояния. Омовение ног связывалось с возвращением домой и с малой вероятностью повторного выхода на улицу в этот день (2Цар.11:8). Возлюбленная сожалела, что не может подойти к двери, так как уже вымыла ноги (Песн.5:3). Иисус послужил Своим ученикам, омыв их ноги, то есть совершив работу простого раба (Ин.13:2–11). Эта услуга, которая ранее оказывалась Ему Самому (Лк.7:44; Ин.11:2; 12:3), стала образцом для учеников (Ин.13:14–16; 1Тим.5:10).

Существовала практика обрядового омовения рук и ног (напр., Исх.30:19). Хотя это выглядит достаточно устрашающе, Божий народ может надеяться, что омоет ноги в крови нечестивых (Пс.57:11; 67:24).

Образ ног появляется также в ситуациях, когда кто-то имеет власть над человеком или местом. Люди получают права на землю, на которую они ступили ногами (Вт.2:5; 11:24; Нав.1:3; Пс.121:2), и теряют права, когда не ходят больше ногами по ней (2Пар.33:8). С этим связано представление, что покоренные враги попадают под ноги их победителей (Нав.10:24; 3Цар.5:3; Пс.8:7; 44:6; 109:1; Ис.49:23; 60:14; Мал. 4:3). Именно с помощью этого образа в Новом Завете подчеркивается власть Христа над всем сущим (Мф.22:44; 1Кор.15:25 и далее; Еф.1:22; Евр.2:8) и неизбежность конечной победы христианских верующих над сатаной и его последователями (Рим.16:20; Откр.3:9).

Пасть к чьим-то ногам значит выразить почтение (1Цар.25:24; 2Цар.22:39 и далее; Есф.8:3; Деян.10:25), и к ногам Иисуса падали многие встречавшиеся с Ним (напр., Мк.5:22; Откр.1:17). В Откровении ангел, служивший проводником Иоанну, не позволил ему пасть к своим ногам и направил его поклониться Богу (Откр.19:10; 22:8–9). Сесть у ног значит проявить покорность и внимание к учению (Лк.8:35; 10:39). Ухватиться за ноги значит обратиться с просьбой (4Цар.4:27; Мф.28:9). Особым случаем можно считать положение Руфи у ног Вооза как выражение желания, чтобы он стал ее родственником-покровителем: «Вооз наелся и напился, и развеселил сердце свое, и пошел и лег спать подле скирда. И она пришла тихонько, открыла у ног его и легла. В полночь он содрогнулся, приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина» (Руф.3:4–8).

Способность передвигаться по каменистой местности, как быстроногий олень, служит метафорой жизни праведника (2Цар.22:34; Авв. 3:19). Послушание Богу гарантирует, что стопы человека не поколеблются (Пс.16:5), ибо Бог блюдет стопы Своих святых (1Цар.2:9). Это связывается с желанием, чтобы ноги стояли на прямом пути (Пс.25:12; Притч.4:26; Евр.12:13), на пространном месте (Пс.30:9), на твердой почве (Пс.39:3) и направлялись Светильником Божьего слова (Пс.118:105). В Библии есть несколько молитв, чтобы стопы не уклонялись (Пс.43:19; 118:101) и не бежали ко греху (Притч.1:16; 6:18; Ис.59:7; Иер.14:10). Одна из сторон служения Мессии заключается в том, что Он направляет ноги на путь мира (Лк.1:79).

С другой стороны, грех символизируется колеблющимися, шатающимися или претыкающимися ногами (Иов.12:5; Пс.36:31; 55:14; 65:9; 72:2; 114:8; 120:3). Кроме того, ноги могут попасть в сети, тенета или оковы (Пс.24:15; 56:7; 104:18; Иер.18:22; Плч.1:13). Одна из таких ловушек – лесть (Притч.29:5), и псалмопевец молится об освобождении от тех, кто замышляет поколебать его стопы (Пс.139:5).

Хождение босым понимается по-разному: либо как выражение благоговения в присутствии Бога (Исх.3:5), либо как следствие суда (Ис.20:2), либо как знак скорби (Иез.24:17, 23).

Ноги обычно считаются не очень привлекательными, и к ним можно относиться как к чему-то низкому (1Кор.12:15, 21). Но они становятся красивыми, когда принадлежат благовестнику Божьего спасения (Ис.52:7; Наум.1:15; Еф.6:15). Если слово Божие где-то отвергается, его носителям надо отряхнуть прах со своих ног (Мф.10:14) в знак протеста (Деян.13:51) и не иметь там никаких дел.

См. также: БОСОНОГОСТЬ; ОБУВЬ, САНДАЛИИ; ПРЕТКНОВЕНИЕ, КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ; ПАЛЕЦ НОГИ; ПОЛОЖЕНИЕ ПОД НОГАМИ; ПЯТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle