Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Положение под ногами

(Under the feet)

Буквальное попрание ногами врагов во время войны объясняет, почему образ нахождения под ногами, попранности обозначает победу над неприятелем (напр., Суд.20:43; Пс.17:39; Ис.14:25; 41:2; Дан.8:7), в том числе победу верующих над сатаной (Рим.16:20) и эсхатологическую победу Христа (1Кор.15:25). Яхве даже попирает ногами грехи Израиля (Мих.7:19).

Попрать кого-то ногами означает также иметь власть над ним, управлять им. Победа Яхве над морем описывается как попрание (darak) морских волн (bama) (Иов.9:8; см. также Авв. 3:15); Его суд в истории – это, соответственно, попрание (darak) «высот [bama] земли» (Мих.1:3; см. также Ам.4:13). Такие действия указывают на космическую власть Яхве, в которой участвуют и люди, которым все «положено под ноги» (Пс.8:7). Но эта космическая власть в особенности реализуется во Христе как совершенном Человеке (1Кор.15:24–28; Евр.2:5–9), как Главе Церкви (Еф.1:22) и как победоносном Мессии (Пс.109:1; см. также Мк.12:36; Лк.20:43; Деян.2:35; Евр.1:13; 10:13). Возможно, идея власти лежит также в основе упоминаний о земле (Ис.66:1) и храме (Пс.98:5; 131:7) как подножии престола Яхве.

Образ нахождения под ногами может также обозначать владение. Исключительно во Второзаконии земля, которой будут владеть израильтяне, определяется как место, «на которое ступит нога ваша» (Втор.11:24), – естественное продолжение образа попрания ногами от покорения и завоевания земли к владению ею. Соответственно, не находить «места покоя для ноги своей» (Втор.28:65) может означать не владеть землей (см. МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ВРЕМЕННОЕ).

Дополнительное значение образа попрания ногами – оскорбление, презрение и суд. Презрение, особенно к таким неуважаемым личностям, как Иезавель (4Цар.9:33; см. также 4Цар.7:17, 20; Ис.14:19), демонстрировалась посредством попрания их мертвых тел. Посадить бедняка у подножия своего стола значит выказать презрительное отношение к нему (Иак.2:3), так же как и стряхнуть на кого-то пыль со своих ног (Мк.6:11). Жемчуг оскверняется, когда его топчут свиньи (Мф.7:6); иноземцы оскверняют землю Израиля (Мих.5:5–6), город Иерусалим (Лк.21:24) и особенно храм (Ис.66:6; Дан.8:13; Откр.11:2) тем, что ступают по ним (см. о снятии обуви на священной земле в Исх.3:5 и 1Цар.5:5). Топтание точила – образ Божьего суда (Иер.25:30; Плч.1:15; Иоил.3:13; Откр.19:15; см. о топтании зерна в Иер.51:33), а сок винограда символизирует кровь убитых (Ис.63:1–4; Откр.14:20).

Образ попрания ногами используется также для описания угнетения и гонений. В Псалтири гонения описаны как попрание ногами врагов (Пс.55:2–3; 56:4), а Амос описывает общественное угнетение как попрание бедных (Ам.2:7; 8:4). Во всех этих случаях используется глагол ʼараr который имеет значение «давить что-либо ногами», а не просто «топтать» или «попирать». Смотри также случаи использовании darak для обозначения попрания как угнетения в Плч.3:34 (см. также Пс.73:21).

См. также: НИЖНЕЕ, БОЛЕЕ НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; НОГА (II), СТОПА; ТРИУМФ, ПОБЕДА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle