Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Помазание

(Anointing)

Помазание буквально означает излияние или нанесение елея на человека или на предмет. Практика помазания, уходящая корнями в ветхозаветную культуру, символизирует в Библии разного рода особые достоинства определенных мест (Быт.28:18), храма и его обстановки (Исх.40:9–10), одежды (Лев.8:30), царей (3Цар.1:39; 4Цар.9:6), религиозных лидеров (Исх.28:41; Лев. 8:12), священников, пророков (3Цар.19:16), небесных существ (Иез.28:14) или просто дорогих гостей (Пс.22:5; ср. Лк.7:46; Ин.11:2). Помазание имеет обычно двоякий смысл: оно отделяет или освящает человека или предмет и наделяет помазанного человека властью. В Библии подразумевается, что святость и власть при помазании даются Богом, хотя и при посредничестве человека, действующего от имени Бога.

В древности на Ближнем Востоке помазание использовалось для торжественной ратификации установленных дипломатических связей, торговых соглашений, брачных контрактов и договоров об освобождении рабов. Оно не обязательно несло в себе религиозный подтекст. Такое его понимание в определенной мере нашло отражение в Быт.28:18–22, где помазание показано как символ договорных отношений между Иаковом и Богом, или в Ос.12:1 и 3Цар.5:11, где масло служит выражением дружеских отношений. Кроме того, в месопотамских обрядах помазания заключалась идея, что люди являются выразителями божественных дел и сверхъестественной силы.

В ветхозаветных религиозных обрядах помазание означало посвящение на священническое (Исх.30:30; Лев.4:3, 5) или царское служение (1Цар.2:10). Оно символизировало Божий выбор и Его утверждение и, следовательно, подразумевало божественное вмешательство в подготовку к служению (1Цар.10:1). Мощной символикой этого обряда объясняется сохранение жизни Саула в 1Цар.26:9–23 – убийство Саула означало бы проявление неуважения к особому положению царя как помазанника Божьего (см. 2Цар.1:16; 19:21). В этом смысле помазание подразумевало Божье благословение и Его защиту (Пс.17:51; Авв. 3:13). После помазания Соломона к нему были обращены слова благословения (3Цар.1:39), а сами цари получали предупреждение не причинять вреда Божьим помазанным пророкам (1Пар.16:22; ср. Пс.104:15).

Тема благословения, связанного с обрядом помазания, находит выражение и в Пс.132:2, где драгоценный елей используется как метафора Божьей щедрой заботы о ведущих священниках. Аналогичная мысль высказана в Пс.44:8, где помазание царя показано как знак радости. В 1Цар.10:6–9 Божье участие в помазании связывается с принятием Духа Господнего, изменением сердца и обетованием Божьего присутствия. Та же мысль подчеркивается в 1Цар.16:13, где сразу после помазания Давида на него сошел «Дух Господень». Таким образом, помазание ветхозаветных царей служило особым символом Божьей заботы посредством присутствия Духа.

Исходя из этого, вполне естественно, что в Ветхом Завете титул «помазанник» стал синонимом избранного, утвержденного, освященного и подготовленного к служению человека. Титул ограничивался только царственными особами (Пс.2:2; 88:39; 131:10), за исключением Дан.9:25–26 {«Христос»}, где он относится к будущему Владыке. Вполне понятно поэтому, что в Новом Завете этот титул в его греческой форме «Христос» (Christos) используется по отношению к Иисусу (Ин.1:41; 4:25; Деян.4:24–27).

В Новом Завете обряд помазания не используется для освящения или поклонения. Вместе с тем, помазание в метафорическом смысле часто присутствует при описании духовного основания служения Иисуса (Лк.4:18; Деян.10:38; Евр.1:9) и духовной работы, которую Бог совершает в верующих (2Кор.1:21–22; 1Ин.2:20, 27). Упор делается не на самом действии помазания, а на Духе Святом, Которым человек помазывается.

В Новом Завете есть также упоминания об использовании помазания как средства бальзамирования и в косметических целях (Мф.6:17; Мк.16:1; Лк.7:38, 46; Ин.11:2; 12:3). Эти примеры показывают, что помазание символизировало, помимо прочего, признание достоинств, то есть понятие, уходившее корнями в Ветхий Завет (см. выше). В Новом Завете показано также использование оливкового масла в быту как лечебного средства (см. БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ) в те времена (ср. Мк.6:13; Лк.10:34; Иак.5:14).

См. также: ЕЛЕЙ, МАСЛО; СВЯТОЙ ДУХ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle