Помощь, помощник
(Help, helper)
Свыше двухсот случаев употребления слов помощник и помощь подтверждают значение одного из основополагающих принципов библейского учения – люди не могут быть самодостаточными и нуждаются в помощи извне. Высший Помощник есть Бог. Одного из своих сыновей Моисей назвал Елиезером, сказав: «Бог отца моего был мне помощником» (Исх.18:4). В одной из песен Сына Божьего в Исаии говорится, что «Господь Бог помогает Мне» (Ис.50:7, 9). Эту мысль повторяет Моисей в своем прощальном благословении народа: «Кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей?» (Втор.33:29). Свое заявление Моисей сопровождает серией метафор, рисующих величественный ближневосточный образ Божества, наделенного антропоморфическими чертами (Втор.33:26–27). Этот отрывок служит также иллюстрацией факта, что в Ветхом Завете образы помощи часто связываются с военной тематикой.
Поэтическими образами, в которых Бог прославляется как Помощник, особенно богаты псалмы благодарения за избавление и защиту. В Пс.120, паломнической «песни восхождения», путник, сознавая опасности предстоящего путешествия, возводит очи к горам и вопрошает: «Откуда придет помощь моя?» (Пс 120:1). И сам же отвечает: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс.120:2). В остальной части псалма автор размышляет о способах, которыми Бог помогает путнику, и среди прочего использует выразительный эпитет, называя Бога «хранителем» (Пс.120:5).
Образ Бога как Помощника находит выражение и в других псалмах. Бог – «помощник» сироте (Пс.9:35) и воину (Пс.26:9), дающий ему возможность смело «смотреть на врагов» (Пс.117:7). Для усиления эффекта образ помощи иногда сочетается с другими образами. Например, Бог – «помощь моя и избавитель мой» (Пс.69:6). В Пс.113 заявление, что Бог есть «помощь и щит», относится к трем разным группам людей (Пс.113:17–19). Небольшое классическое произведение на эту тему представляет собой Пс.45, где Бог назван «скорым помощником в бедах» (Пс.45:2), на Которого можно положиться и Который окажет военную помощь Своему граду «с раннего утра» (Пс.45:6).
В Послании к евреям, написанном для еврейских верующих и для ободрения церкви, заимствуется образ из Пс.117:6–7: «Так что мы смело говорим, – пишет автор, – “Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?”» (Евр.13:6). Еврейские верующие хорошо знали ветхозаветную символику. Они пели этот псалом, прославляя Бога за избавления в прошлом. Они понимали, что им принадлежат радость и победа. Помощь оказывает и Святой Дух – Он «подкрепляет (нас) в немощах наших» (Рим.8:26).
Бог – не единственный помощник в Библии. Исаия рисует утопическую картину общества, в котором «каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: “крепись!”» (Ис.41:6). Павлу и Варнаве помогал Иоанн, который был при них как помощник, служитель (Деян.13:5), а позднее Павел послал двух помощников в Македонию (Деян.19:22). Бог дал Аарона в помощь Моисею и Елисея в помощь Илии. Самый известный человеческий «помощник» в Библии – Ева, сотворенная специально, чтобы быть «помощником, соответственным» или «подобным» Адаму (Быт.2:18, 20).
Библейские образы помощи лишены любого намека на раболепство или низкое положение. Напротив, роль помощника почетна – она предоставляет возможность восполнить нужду. В число даров Духа входит служение (Рим.12:7) и «вспоможение» (1Кор.12:28). Около двадцати упоминаний о помощи и помощниках в посланиях показывают, с каким рвением ранние христиане помогали друг другу и церкви.
См. также: ЕВА; ЗАЩИТА; ИЗБАВЛЕНИЕ; СВЯТОЙ ДУХ.