Поприще, бег, состязание
(Race)
Образ поприща в Писании связан с подготовленностью, мастерством и наградами, полученными за участие и победу в состязании. В одной из притчей Екклесиаста указывается, что победу не всегда одерживает лучше всех подготовленный человек:
Не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа,
не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение,
но время и случай для всех их (Ек.9:11).
Образ спортсмена, участвующего в состязании, используется при изображении солнца, которое «радуется, как исполин, пробежать поприще» (Пс.18:6).
Образ поприща Павел почерпнул из греческих игр. Сравнение жизни со спортивными состязаниями было обычным приемом популярных проповедников этической философии, и Павел ни в коей мере не может претендовать на создание этого образа. Вместе с тем, любопытно отметить, что Коринф был местом проводившихся раз в два года Пелопонесских игр и что Павел почти наверняка имел возможность присутствовать на этих играх за полтора года, в течение которых он жил в Коринфе (Деян.18:11). Образ состязания служит основанием метафоры в 1Кор.9:24–27: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного». Смысл метафоры заключается в том, что коринфские верующие в своем следовании за Христом должны проявлять целенаправленность и дисциплинированность спортсмена, примером этих качеств служила жизнь самого Павла (1Кор.9:19–23). Награда за веру нетленна (ср. 2Тим.2:5; 4:8; 1Пет.1:4; 5:4), в отличие от лаврового венка, которым награждается победитель состязаний в играх. Особенность метафоры состоит в том, что награду получают все стойкие христиане.
В Флп. 3:13–14 упор снова делается на участии в забеге: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Образ движения вперед и стремления к цели напоминает бегуна, который не смотрит ни налево, ни направо, чтобы наблюдать за ходом состязания, и не отвлекается ни на что. Его взор сосредоточен на цели, и мы даже можем представить себе бегуна, наклонившегося вперед перед финишной лентой в последнем усилии прийти первым. Но в этом случае, опять же, метафора отличается тем, что награду получают все. Упор делается на необходимости не терять из виду истинную цель своего призвания. Некоторые истолкователи, возможно достаточно произвольно, видят в образе «вышнего звания» намек на призвание победителя на пьедестал для вручения венца. Образ не напрасного участия в поприще Павел использует в Флп. 2:16 и Гал.2:2.
В Евр.12:1–2 мы опять видим образ участия в состязании, но на этот раз под иным углом зрения: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». После представления великих героев веры (Евр.11) автор изображает их сидящими в амфитеатре свидетелями, наблюдающими за последующим поколением верных. Подобно спортсменам, участники этого состязания должны избавиться от всякой ненужной одежды, затрудняющей движения и препятствующей развитию необходимой скорости.
См. также: БЕГ, ТЕЧЕНИЕ; БОРЬБА; СПОРТ.
Библиография:
V.C.Pfitzner, Paul and the Agon, Motif: Traditional Athletic Imagery in the Pauline Literature (Leiden: E.J. Brill, 1967).