Борьба
(Wrestling)
Борьба была популярным спортом в Древнем мире. В особенности это относится к эллинистической цивилизации, где борьба была одним из важнейших событий Олимпийских и других местных игр. Хотя правила борьбы изменялись в зависимости от эпохи и местности, основная идея оставалась неизменной. Два человека боролись друг с другом, без оружия.
Вполне естественно, что борьба как спортивное состязание стала символом борьбы вообще. Рахиль, жена Иакова, сказала однажды: «Борьбою сильною боролась я с сестрою моею, и превозмогла» (Быт.30:8). Это замечание касается соперничества между нею и Лией, которое усугублялось из-за факта, что Рахиль была бесплодна, а у Лии уже было четверо сыновей.
В широко известной таинственной истории Иаков боролся с неким существом всю ночь до рассвета (Быт.32:24). Ангел не поборол Иакова, но повредил ему мышцу бедра (Быт.32:25, 32). Нигде не сказано, кем конкретно был этот соперник, но это явно был не просто человек, он обладал божественными качествами. Незнакомец объявил Иакову, что теперь его будут звать Израиль, что значит «он боролся с Богом» (Быт.32:28). Очевидно, Иаков поверил в Божественность соперника, так как назвал место борьбы Пенуэл: «Ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу» (Быт.32:30). Большинство толкователей в истории церкви полагает, что соперником Иакова был ангел-посланник, что подтверждает заявление Осии: Иаков «боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог» (Ос.12:3–4). До сих пор идея «борьбы с Богом» присутствует в христианской философии и опыте как идея упорной борьбы человека за божественное благословение.
Термин борьба встречается в Новом Завете только один раз: Павел описывает жизнь христианина как борьбу (pale) с враждебными злыми духами, жаждущими падения Божьего народа (Еф.6:12). Далее он смешивает образы, переходя к образу войны, и призывает верующих обзавестись броней для защиты.
Более часто Павел использует для символического описания усилий христиан по распространению Благой Вести термины «подвизаться», «соревноваться» (agonizo, athleo), основанные на контексте спортивных соревнований. Он пишет колоссянам, что благовествует, «подвизаясь силою Его, действующею... могущественно» (Кол.1:29). Он также представляет колоссянам Епафраса как человека, который «всегда подвизается (agonizo) за них в молитвах» (Кол.4:12).
См. также: БЕГ, ТЕЧЕНИЕ; ПОПРИЩЕ, БЕГ, СОСТЯЗАНИЕ; РАЗДОР; СПОРТ.