Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Бег, течение

(Running)

Если обратиться только к примерам стремительного передвижения животных и людей (оставляя в стороне, например, упоминания о быстро текущей воде), мы увидим целый ряд библейских образов – бег спортсменов и гонцов; воинов, обращенных в бегство; людей, охваченных необычайной радостью или энергией; злодеев, спешащих совершить зло. Но во всех случаях в беге выражается образ скорости или спешки и напряженного усилия в момент совершения важного действия.

В случае с животными бег подразумевает быстрое передвижение. Есть пророческие предупреждения о конях «быстрее орлов» (Иер.4:13) и «быстрее барсов» (Авв.1:8), есть также описание страуса, который «посмевается коню и всаднику его» (Иов.39:18). Скорость животных используется как источник сравнения с быстро передвигающимися людьми: оплакивая Саула и Ионафана, Давид сказал, что они были «быстрее орлов» (2Цар.1:23), а хроникер позднее написал об Асаиле, что он «был легок на ноги, как серна в поле» (2Цар.2:18; см. ЖИВОТНЫЕ). В общем, нечто бегущее или быстро текущее служит признанным эталоном скорости, поэтому Иов сказал, что «дни мои быстрее гонца» (Иов.9:25). «Быстро течет» (Пс.147:4) и слово Божье.

Во второй группе образов бег связывается со спортивным состязанием. В Пс.18:6 спортивный образ служит выражением ликования – солнце в своем передвижении по небу «радуется, как исполин, пробежать поприще». Этот полный ликования образ, нарисованный псалмопевцем, учитель заменяет более пессимистичным образом из области спортивных состязаний, когда говорит, что «не проворным достается успешный бег» (Ек.9:11). В Новом Завете мы видим влияние греческих игр, выражающееся в готовности авторов сравнивать христианскую жизнь с соревнованием. Такую метафору Павел использует в 1Кор.9:24: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». Павел противопоставляет «венец тленный» спортсмена-победителя «нетленному» венцу христианина и добавляет: «И потому я бегу не так, как на неверное» (1Кор.9:25–26). В том же духе Послание к евреям призывает нас «с терпением... проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1).

Гонец перед царской колесницей служил в Древнем мире атрибутом царского достоинства. Поэтому, пытаясь отговорить израильтян от установления монархии, Самуил предупреждал, к чему приведет склонность царя к роскоши: «Сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его» (1Цар.8:11). Один из первых царских жестов Авессалома выразился в том, что он «завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов» (2Цар.15:1; ср. 3Цар.1:5). Кроме того, бегуны были посыльными на службе царя, как это видно из нарисованной Иеремией картины сменяющих друг друга гонцов, спешащих возвестить падение Вавилона (Иер.51:31; ср. 2Цар.18:19–27).

Еще один мотив – бегство от опасности. Агарь убежала от Сарры (Быт.16:8), а Моисей сопровождал продвижение ковчега завета, символизировавшего шествие Бога Царя и Небесного Воителя, словами: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Чис.10:35). Как подразумевается в этом стихе, отступление в библейских битвах часто было беспорядочным: воины бежали так быстро, как только могли, чтобы спастись от своих преследователей, которые могли настигнуть их (см. 1Цар.14:22; 4Цар.25:4–5; 1Пар.10:1–2). Иисус изображает жителей Иудеи бегущими «в горы» в начале великой скорби (Мф.24:15–18; Мк.13:14–16 и Лк.21:20–21).

В образе бега может выражаться не только желание избежать какой-то опасности, но и готовность совершить что-либо позитивное, доставляющее радость. Авраам побежал от своего шатра, чтобы приветствовать трех небесных посетителей (Быт.18:1–2). Чудесный прилив энергии позволил Илии бежать перед колесницей Ахава от горы Кармил до ворот Изрееля, когда собрались грозовые тучи (3Цар.18:45–46). «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притч.18:10). В грядущем тысячелетнем царстве иноземные народы «поспешат» к Израилю, чтобы поклоняться Богу (Ис.55:5). Самый яркий пример – отец в притче о блудном сыне, презревший родительское достоинство и побежавший навстречу возвращающемуся сыну (Лк.15:20). Образ бега в этих местах связывается с чем-то выходящим за рамки обыденного, требующим необычайной поспешности. В чуть более развернутом смысле образ бега сочетается с чудом в некоторых памятных библейских сценах. Воскресение Иисуса сопровождалось неистовым узнавших об этом событии и радостным бегом (Мф.28:7–8; Мк.16:8; Лк.24:12; Ин.20:2–4).

Бегу, связанному со страстным желанием совершить добро, противоположны по смыслу места, где в образе бега подразумевается настойчивое стремление сделать что-то дурное. Слуга Елисея Гиезий побежал за Нееманом взять дар, от которого отказался его господин (4Цар.5:20–21), и был наказан за свою алчность и ложь. Враги псалмопевца «сбегаются и вооружаются», чтобы совершить зло без всякой его вины (Пс.58:5). В Притчах описаны люди, чьи «ноги бегут ко злу и спешат на пролитие крови» (Притч.1:16) и «быстро бегут к злодейству» (Притч.6:18; ср. Ис.59:7).

В последнем мотиве выражается метафорический образ течения благочестивой жизни. Повинующийся Божьему закону псалмопевец заявляет: «Потеку путем заповедей Твоих» (Пс.118:32). Уповающие на Бога «обновятся в силе... потекут, и не устанут» (Ис.40:31). О начавших христианскую жизнь Павел пишет, что они «шли хорошо» (Гал.5:7), а сам он прилагает усилия, чтобы «не тщетно подвизаться» (Флп.2:16).

См. также: ПОБЕГ, БЕГСТВО; ПОПРИЩЕ, БЕГ, СОСТЯЗАНИЕ; ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И БЕГСТВО; СПОРТ; ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle