Побег, бегство
(Flee, flight)
Наряду со многими описаниями обыденных дел повседневной жизни, в Библии есть так-же рассказы о людях, попадавших в кризисные ситуации, как о том свидетельствует тема побега. Свыше двухсот упоминаний о бегстве людей по разным причинам демонстрируют уязвимость людей, живших в библейском мире, и серьезность опасностей, которым они часто подвергались.
Не удивительно, что примерно половина упоминаний о побеге встречается в батальных рассказах ветхозаветных исторических книг. По существу тема бегства и преследования неотделима от рассказа о самой битве, поскольку цель битвы заключается в том, чтобы изгнать противника с территории, которую он занимает. Связанная с этим (хотя и небольшая) категория ссылок относится к апокалиптическим видениям, в которых люди бегут в горы (например), чтобы избежать Божьего суда. Как положительный пример, преследуемая женщина из Откр.12 (олицетворяющая Израиль и церковь) бежала от дракона в пустыню и спаслась. Аналогичный характер носило бегство Лота со своей семьей из Содома непосредственно перед уничтожением города. Помимо военных и эсхатологических случаев, памятные библейские рассказы о бегстве связаны с персонажами, бежавшими, спасая свою жизнь, от людей, которые обладали силой и властью и стремились погубить их. Так, Иаков бежал от Исава, а затем от Лавана, Давид бежал от безумного Саула, а затем от своего сына-узурпатора Авессалома, а Илия бежал от Иезавели, объявившей войну Божьим пророкам. Молодой народ Израиля бежал из Египта, а много веков спустя Святое Семейство бежало в Египет, спасаясь от геноцида, задуманного Иродом. Моисей бежал после убийства египтянина. Иона предпринял постыдную и тщетную попытку убежать от присутствия Бога, то есть совершить дело, которое в Пс.138:7–12 давным-давно показано невозможным.
См. также: БЕГЛЕЦ, БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ, БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ; ДРОЖЬ, СОДРОГАНИЕ, ТРЕПЕТ; ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И БЕГСТВО; СКРЫТОЕ, СОКРОВЕННОЕ; СТРАХ.