Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Блуждание, странники

(Wanderer, wandering)

Блуждание – это передвижение без определенного маршрута или пункта назначения. В этом слове содержится также значение бесцельности. Истории о блужданиях – разновидность историй о путешествиях. Их сходство с рассказами о поиске выражено менее отчетливо: и те, и другие предполагают физические странствия, которые приводят героев к различным конфликтам и препятствиям, но поиск – это направленное движение к цели, в то время как истории блужданий лишены смысла и цели. В беседах или мыслях блуждания указывают на непоследовательность, колебания или бессвязность.

Все эти знакомые нам представления о блуждании присутствуют в Библии. Писание, в частности, описывает блуждания как отход от верного пути, маршрута или стези.

Истории о блужданиях. В буквальном смысле блуждания прежде всего относятся к кочевой жизни, но часто в них присутствует и метафорический оттенок перемены мест. В положительном плане блуждания представлены в историях кочевой жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Все они – наследники земли обетованной, но это обетование не исполнится при их жизни. Поэтому они странствуют, жизнь их беспорядочна, у них нет постоянного места жительства, но сами эти блуждания указывают на веру патриархов, как отмечено в Евр.11:8–16. Эта идея отражена также в признании, которое Моисей велит сделать израильтянам при принесении благодарственной жертвы на входе в землю обетованную: «Отец мой был странствующий Арамеянин» (Втор.26:5).

Впервые блуждания приобретают отрицательное значение еще в начале Книги Бытие. Изгнанные из рая Адам и Ева – люди, утратившие свое место и вынужденные жить в падшем мире. Их старший сын, Каин, становится первым архитипическим странником, когда Бог делает его «изгнанником и скитальцем на земле» в наказание за убийство Авеля; даже название, которое Бог дает земле Каина, Нод, означает «БЛУЖДАНИЕ» (Быт.4:12–16). Высокомерные люди, построившие Вавилонскую башню, тоже стали странниками, «рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9). Во всех этих ранних историях о блужданиях мы видим прочную связь между блужданиями и грехом.

Самый развернутый рассказ о блужданиях в Библии – это история блужданий в пустыне народа Израиля, бежавшего из египетского рабства и держащего путь в землю обетованную. Это путешествие начинается как поиск, но утрачивает это качество и становится историей блужданий после того, как народ десять раз испытывает Бога (см. Чис. 14:22). Бог наказывает израильтян сорокалетними блужданиями, пока непокорное поколение не умирает. Подобно историям о путешествиях, эпос о блужданиях неоднозначен, в нем отражены и положительные, и отрицательные стороны кочевой жизни Божьего народа. Временное лишение наследства – это и наказание за неверие, и возможность попрактиковаться в вере, ориентированной на обещание будущей родины. Блуждания в пустыне доказывают реальность Божьей любви и упорной заботы, Его решимость сформировать общество, направить его на Свои животворные пути и очистить народ наказаниями. Во Втор.8:15–16 исчерпывающе подводятся итоги опыта израильтян в пустыне: «[Бог] провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды... питал тебя в пустыне манною... дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро».

Картина блужданий. Помимо крупномасштабных картин блужданий, в Библии представлены и краткие упоминания о блужданиях и странниках. Больше всего обращает на себя внимание образ «потерявшегося мальчика» в Быт.37:15, где юного Иосифа находят «блуждающим в поле» далеко от дома и продают в рабство в Египет. Обреченная дочь Иеффая два месяца бродит по горам со своими подружками, оплакивая свою девственность (Суд.11:37). Иов в отчаянии утверждает, что Бог «отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути» (Иов.12:24; см. также Пс.106:40). Расстроенный автор Пс.54:8 жаждет убежать от своей тоски и «оставаться в пустыне». Одна из четырех ярких картин спасения в Пс.106 – это спасение людей, блуждавших «в пустыне по безлюдному пути», которых Бог приводит «к населенному городу» (Пс.106:4, 7).

Иеремия описывает людей, подвергшихся Божьему суду, которые бродят как слепые по улицам (Плч.4:14–15), а Иезекииль приводит пастырский вариант этого мотива, описывая рассеянных Божьих овец, блуждающих по горам (Иез.34:6; ср. Зах.10:2). Блуждания как образ народа, подвергшегося Божьему суду, часто встречается в ветхозаветных пророческих книгах (Ис.47:15; Иер.49:30; Ос.9:17; Ам.4:8; 8:12). Напоминают об этом образе и мученики из Евр.11:38, которые «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», а также сравнение лжеучителей у Иуды со «звездами блуждающими, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.1:13) и выражение «бродить душою», упомянутое в Екклесиасте (Ек.6:9).

Однако по меньшей мере один раз блуждание представлено как положительный опыт. Женщина из Песни песней в своих фантазиях ночью бродит по улицам города, ищет своего возлюбленного и находит его (Песн.3:1–4).

Моральные и духовные блуждания. В Библии образ блужданий используется также для описания морального и духовного опыта – отклонения от Божьей истины и моральных норм. Одна из форм метафорических блужданий – оставить истину ради лжи. Так, мы читаем о человеке, «сбившемся с пути разума», который в результате «водворится в собрании мертвецов» (Притч.21:16); и о людях, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7). Сюда относятся также образы людей, которые «уклоняются в пустословие» (1Тим.1:6), «обращаются к басням» (2Тим.4:4) и отходят «от истины» (Иак.5:19).

Отклонение от одобренных норм поведения может иметь также моральное и духовное значение. Так, мы находим ссылки на уклонение от Божьих заповедей (Пс.118:10, 21) и потерю верного пути, когда люди блуждают, подобно потерянным овцам (Пс.118:176; Ис.53:6; 1Пет.2:25). Блуждания также используются как символ отхода от веры (1Тим.6:10), от света (Ин.8:12), от Господа (1Цар.12:20–21) и от стези жизни, доступной для тех, кто следует мудрости (Притч.5:6).

См. также: ИСКАНИЯ, ПОИСК; ПАЛОМНИК, ПАЛОМНИЧЕСТВО; ПУСТЫНЯ; ПУТЕШЕСТВИЯ; УТЕРЕННОЕ И НАЙДЕННОЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle