Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Путешествия

(Travel stories)

Истории о путешествиях всегда были популярны. Интерес к ним вполне понятен. В них много приключений и смен мест действия. Они практически неизбежно включают в себя элемент опасности, риска, волнующие эпизоды и испытания. В историях о путешествиях путешественник сталкивается с незнакомыми героями и обычаями. В древней литературе, в том числе в Библии, путешествие обычно ведет странника к встрече с Богом или другим сверхъестественным существом. Путешествие также ведет к изменениям и внутреннему росту, а физическое передвижение часто влечет за собой новое откровение; возможно, это объясняет, почему истории о путешествиях играют такую роль в религиозных повествованиях многих традиций. В общей категории историй о путешествиях можно выделить истории о поиске (в том числе о Паломничестве), о странствиях, о бегстве и об изгнании.

Не будет преувеличением назвать Библию сборником историй о путешествиях. Какую бы часть библейского повествования мы ни открыли, скорее всего, герои будут путешествовать, внутри страны или за ее пределами. Помимо историй о больших путешествиях, в Библии рассказывается и о путешествиях на небольшие расстояния. Адам и Ева совершили небольшое путешествие из рая в пустыню, лежащую вне его, а их сын Каин стал прототипом странника в земле Ноя (см. БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ). Ной путешествует в ковчеге. Слуга Авраама совершает странствие в поисках жены для Исаака. Агарь бродит пешком по пустыне, а братья Иосифа ездят на ослах в Египет и обратно (а также в более близкие места, такие как Дофан). Большинство судей ездило по регионам, а пророки, например, Илия и Елисей, путешествовали по всей стране. Давид долгие годы скитался, будучи беглецом. Совершаются и путешествия в другие страны: Моисей проделал путь из Египта в Мадиан, Руфь – из Моава в Вифлеем, царица Савская – ко двору Соломона, Нееман – к Елисею, Иона – в Ниневию, Ездра – из Вавилона в Иерусалим. В Книге Деяний более десяти раз упоминаются путешествия апостолов, и послания подтверждают: странствовали они много.

Конечно, путешествия всегда были опасны. Странника из притчи Иисуса о добром самарянине на дороге в Иерихон подстерегают разбойники – эта дорога была известна как опасная (как в нынешних городах опасными считаются определенные места). В некоторые периоды истории Израиля путешествия были настолько опасны, что люди вообще избегали их (2Пар.15:5; Ис.33:8), а в дни правления судьи Самегара «ходили... окольными дорогами» (Суд.5:6). Наиболее трагична история о левите и его наложнице, которые попали в беду во время путешествия (Суд.19).

В антологии путешествий Израиля, которую представляет собой Библия, основные главы посвящены патриархам Аврааму, Иакову и Иосифу; народу Израиля в период исхода; странствующему учителю и чудотворцу Иисусу и миссионеру Павлу. Но путешествия в меньшем масштабе постоянно присутствуют в библейском повествовании.

Авраам – первый путешественник, история которого рассказана подробно. Это одновременно история поиска (который так и не был завершен при его жизни), и история странствий. Более того, путешествия Авраама связаны с заветом, который начинается с повеления Бога: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1). «И пошел Аврам» (Быт.12:4), после чего вся его дальнейшая жизнь представляет собой историю путешествий, охватывающих весь Плодородный полумесяц, от Харрана до Ханаана, Негева и Египта. В конце Авраам возвращается в Ханаан. В пути Авраам встречался с Богом и с разными людьми. В странствиях его много раз подстерегали опасности и схватки с местными жителями, а также многочисленные испытания веры, по мере того как исполнение обетований завета откладывалось. Самая запоминающаяся глава саги – это трехдневное путешествие Авраама на гору Мориа, чтобы принести в жертву Исаака. В целом эта история о путешествии – история роста: из бездетного человека Авраам превращается в отца и становится «тверд в вере» (Рим.4:20).

Путешествия Иакова и Иосифа следуют параллельному плану. Это истории об инициации, когда молодой человек покидает отеческий дом, чтобы искать свое счастье в далекой стране. Путешествия обоих – это истории об испытаниях, где за временным поражением следует триумф и воссоединение с семьей. Иаков встречает Бога во время нескольких запоминающихся моментов своей одиссеи, а Иосиф сталкивается с рядом враждебных местных жителей в Египте. Обе истории рассказывают о том, как молодой человек теряет все, чтобы в итоге обрести материальное и духовное процветание.

Исход – это история об удивительнейшем путешествии – история странствующей общины, в которой все события происходят в большем масштабе, так как путешествие совершает группа, а не отдельный человек. Это действительно эпическое путешествие, приведшее к обоснованию народа в земле обетованной. Путешествие начинается с избавления от гнета. Испытание – основная характеристика этой истории; не только испытание Богом верности Своего народа, но и нечестивое, многократное испытание Бога людьми (Чис.14:22). Путешествие начинается и заканчивается пересечением водного пространства (Чермного моря и реки Иордан, соответственно). Жизнь в путешествующем обществе – это постоянная борьба за выживание, отмеченная чудесными спасениями от Бога; история содержит много приключений, таких как испытания, поражения, победы и встречи с Богом (из которых самая примечательная – на горе Синай). Конфликты включают борьбу с неблагоприятными природными условиями, столкновения с соседними народами и разногласия внутри самого странствующего общества (самые примечательные среди которых – ропот народа против Бога и Его избранного вождя Моисея). Чередование смерти и возрождения – отличительная черта этого путешествия, и непокорное поколение должно быть уничтожено, чтобы его наследники смогли войти в землю обетованную.

Иисус также выступает как архитипический путешественник во время трех лет Своего земного служения. Его странствия – постоянное движение из одного места в другое, и по евангелиям разбросано множество топонимов. Иисус путешествовал пешком, поэтому ограничивался территорией Палестины. У Него не было постоянного места жительства, но Он часто гостил в домах других людей. Обычно события этой истории о путешествиях происходили на природе. Мотив постоянного странствия в евангелиях приводит к тому, что в них представлен целый ряд запоминающихся встреч с самыми разными персонажами. Повествование в евангелиях (в особенности от Марка) стремится к последнему путешествию в Иерусалим, где Иисус сознательно идет навстречу гонениям и смерти. Таким образом, история о географическом путешествии становится историей духовного пути к спасению человечества, кульминацией Божьей истории о спасении, длившейся века.

Миссионерские путешествия Павла – последняя крупная история путешествий в Библии. Павел путешествовал по разным странам, и посетил со своими товарищами почти все основные города греко-римского мира того периода. Повествование включает в себя все обязательные моменты истории о путешествиях: приключения, волнующие эпизоды, неопределенность, опасность, кораблекрушение, экзотическая привлекательность далеких мест, запоминающиеся встречи с отдельными людьми и группами, мятежи, аресты, тюремные заключения, испытания, бегство, спасение. Вторая часть Книги Деяний написана в жанре рассказа о путешествиях.

Можно сделать несколько выводов, касающихся, историй о путешествиях в Библии. Большое количество таких историй указывает на активную природу мира Библии – мира, в котором люди энергично действуют, достигая намеченных целей. Мир Библии – это реалистический мир, основанный на жизни как мы ее знаем, что подчеркивают истории о путешествиях. Рассказы о путешественниках также придают Библии реализма и привлекательности, а тема осмысленного передвижения показывает, что жизнь никогда не стоит на месте, она развивается, хотя бы в физическом плане. Библейские истории о путешествиях обладают также начатками символического и духовного значения. То, куда, как и зачем путешествуют люди, указывает на их духовное состояние. Большинство библейских путешественников странствует по духовным причинам, среди которых наиболее примечательно повиновение Божьему зову. Поэтому истории о путешествиях в Библии в какой-то мере передают мысль, что все мы – странники в этом мире.

См. также: ПОБЕГ, БЕГСТВО; БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ; ИСКАНИЯ, ПОИСК; КОРАБЛЬ, КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ; ПАЛОМНИК, ПАЛОМНИЧЕСТВО; ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ ИСТОРИИ; СТРАНСТВИЯ, ДОРОГА, ПУТЬ; ПУТЬ, СТЕЗЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle