Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Корабль, кораблекрушение

(Ship, shipwreck)

Корабль – это крупное морское судно, в отличие от лодки, которая связывается, в первую очередь, с озерами и реками. Библейские образы корабля подтверждают, что евреи не были народом мореплавателей. В основном они жили на территориях, удаленных от моря, а у тех, кто жил на побережье, не было хороших гаваней. В ветхозаветных образах выражается неподдельный страх перед морем, и в большинстве случаев корабли изображаются как бы с определенного расстояния при описании судоходства в соседних странах. Когда Соломону понадобилось перевезти золото, ему, по всей видимости, пришлось нанять для этого финикийские корабли и моряков (3Цар.9:26–28). В Пс.103 после множества подробнейших зарисовок сухопутной природы описание кораблей в море выглядит на удивление невыразительной: «Это море – великое и пространное... Там плавают корабли» (Пс.103:25–26).

В Новом Завете в большей степени проявляется греческий и римский подход, признающий морские путешествия одним из основных средств международного общения, и половина библейских упоминаний о кораблях приходится на Новый Завет, но даже в нем самые яркие образы связаны с кораблекрушениями. В литературе в целом корабль служит образом путешествия (передвижения), безопасности и перевозки грузов (обычно связанных с богатством). Это образ идеала и благополучия, и кораблекрушения (в Библии и у Шекспира) показаны как запоминающийся образ ужаса, опасности и краха финансовых надежд.

В древности корабли использовались для транспортировки разного рода грузов; на них плавали вестники (Иез.30:9); они перевозили с места на место пассажиров, в том числе беженцев и пленных (Втор.28:68; Ис.43:14; 60:9; Деян.27:1–2). Учитывая разнообразие и ценность перевозимых товаров, судоходство символизировало, как уже упоминалось, изобилие и богатство (3Цар.10:11, 22; Откр.18:11–13), а также власть и гордость, которыми они могли сопровождаться (Ис.2:12–16). Инициатива и доходы, связанные с морской торговлей, находят выражение в образе добродетельной жены, добывающей обильное пропитание для своей семьи (Притч.31:14). На морской торговле строилась вся экономическая жизнь Финикии, и прекращение этой торговли или разрушение гаваней вызвало национальную катастрофу (Ис.23:1–14). С другой стороны, корабли могли символизировать угрозу вторжения или начала военных действий (Чис.24:24; Дан.11:30, 40). Тот факт, что корабли не смогут подойти к будущему Иерусалиму, был для Исаии показателем его безопасности (Ис.33:21–23).

Для библейских сухопутных жителей в кораблях и мореходстве всегда был элемент тайны. Агур назвал «пути корабля среди моря» одной из четырех непостижимых для него вещей (Притч.30:18–19). Со своей стороны, Иаков выражал восхищение эффективностью небольших рулей, управляющих кораблями, и сравнивал их с силой языка (Иак.3:4–5). Живописную картину в Ветхом Завете представляет собой корабль Соломона, который «три раза в год приходил» и привозил «золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» (3Цар.10:22; 2Пар.9:21). Но, в первую очередь, воображение библейских авторов занимали опасности мореплавания и связанный с ним риск (3Цар.22:48; Пс.106:23–32; Иона 1:4–16; Деян.27:13–44). Апостол Павел, в частности, неоднократно подвергался опасности на море (2Кор.11:25). Шторм и кораблекрушение служат впечатляющей картиной полного разрушения (Пс.47:8). Народ Тира сравнивается с одним из своих кораблей, пошедшим на дно со всем своим ценным грузом (Иез.27:1–9, 25–36).

Только в двух ветхозаветных местах излагаются полновесные истории морских путешествий. Спасение Ноя от потопа произошло на корабле, который соответственно предстает как образ защиты и награды за послушание. Недостойное бегство Ионы на корабле символизирует человеческое непослушание, вызвавшее Божий суд в виде угрозы кораблекрушения. Корабль, на котором плыл Иона, в большей степени соответствует духу Ветхого Завета, где корабль служит, скорее, отрицательным образом человеческой уязвимости, чем положительным образом безопасного путешествия. В представлении евреев море было образом ужаса, страшным и опасным миром, населенным чудовищами хаоса (Пс.73:13–14; Ис.27:1) и потому враждебным Богу, Который поставил для него определенные пределы (Иов.38:8–11; Пс.103:9; Иер.5:22). В таких угрожающих условиях кораблям приходится нелегко. После неудачной попытки матросов, с которыми плыл Иона, справиться с бурей на море самая яркая ветхозаветная картина морского путешествия показана в Пс.106, где читаем об «отправляющихся на кораблях в море», которые кончают тем, что «кружатся и шатаются, как пьяные» в бедствии (Пс.106:23–27).

Даже более положительный образ мореплавания как торговли и прибыльного дела выглядит в Библии в значительной степени непривлекательным. В трех выразительных апокалиптических отрывках основанные на мореплавании хозяйственные предприятия показаны как попытка человека устроить свои земные дела без Бога. В Ис.23 и Иез.27 дано развернутое изображение Тира как коммерческой империи, находящейся под угрозой неминуемого Божьего суда, а ветхозаветный эпитет «корабли Фарсисские» символизирует человеческую гордость, основанную на материальном благополучии. Новозаветным аналогом служит город Вавилон в Откр.18 – коммерческое предприятие всемирного масштаба, разрушенное Богом: «все кормчие и все плывущие на кораблях, и все корабельщики и все торгующие на море стали вдали» и возопили при виде дыма от горящего города (Откр.18:17–18).

В новозаветные времена путешествовать по Римской империи в определенное время года было быстрее и удобнее на кораблях, и поэтому морские пути стали средством передвижения с места на место для распространения Евангелия (Деян.13:4). В ходе своих миссионерских путешествий Павел множество раз совершал морские поездки, и сам Павел неразрывно связывается в нашем воображении с кораблем. У Гомера и Вергилия есть эпические произведения, рассказывающие о героях, отправляющихся в странствие на кораблях и терпящих кораблекрушение, и в этом плане рассказ о кораблекрушении во время путешествия Павла в Рим (Деян.27–28) выглядит очень знакомым. Не удивительно, что в своих посланиях Павел придает морскому путешествию метафорическое значение. Нетвердые и незрелые верующие подобны «младенцам, колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения» (Еф.4:14), а отвергающие добрую совесть терпят «кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19). С другой стороны, автор Послания к евреям изображает уповающих на Бога надежно защищенными от бурь этой жизни, как корабль, твердо стоящий на якоре (Евр.6:19).

См. также: ИОНА, ПРОРОК; ЛОДКА; МОРЕ; ОСТРОВА; ПУТЕШЕСТВИЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle