Острова
(Island)
Еврейское слово iyyim относится к островам как таковым или к прибрежным землям, доступным с моря. В Ветхом Завете играют определенную роль лишь несколько островов: Кипр, где жили потомки Киттима, Родос и Крит, известный под названием Кафтор (упоминаются также Яван и Фарсис). Хотя Соломон и затем Иосафат предпринимали кое-какие морские экспедиции (ср. 3Цар.9:26–28; 22:48), израильтяне не были народом мореплавателей и своим главным портом Иоппией завладели только во времена Маккавеев. Если не считать Ноева ковчега, единственный морской эпизод в Ветхом Завете связан с Ионой. Об островах и прибрежных районах Средиземноморья израильтяне знали понаслышке, и лучшим источником информации были финикийцы, их соседи-мореплаватели.
В пророчествах Исаии и Иезекииля об участи финикийского города Тира, о падении великого морского торгового порта выражается в том числе мысль о реакции на это со стороны островов и прибрежных районов Средиземного моря (Иез.26:18; ср. Ис.23:2, 6). Но большинство ветхозаветных упоминаний об островах встречается в Книге Исаии, где они составляют часть общего видения пророка. Острова служат образом далеких и малоизвестных народов Средиземноморья. Бог прострет Свою руку к рассеянному остатку Своего народа, разбросанному среди других народов и даже на островах, и соберет его (Ис.11:11). В условиях всеобщей пагубы появляется надежда, когда с островов в море доносятся голоса прославления Бога (Ис.24:15). В Ис.40–66 острова играют различные роли, в том числе хора, свидетеля и паломника. Они взвешиваются как пылинки на Божьих весах (Ис.40:15), они принуждаются к молчанию (Ис.41:1; ср. Ис.23:2), они трепещут от страха пред Господом (Ис.41:5), они будут уповать на закон Господа (Ис.42:4), они получают повеление петь «новую песнь» (Ис.42:10), воздавать Господу хвалу (Ис.42:12) и слушать свидетельство Раба Божьего (Ис.49:1). Островам не удастся избежать гнева Небесного Воителя (Ис.59:18), но они будут уповать на Бога в надежде на Его спасительную силу (Ис.51:5) и в конце концов принесут дань в Иерусалим (Ис.60:9). Божье искупительное служение коснется даже самых дальних островов, когда вестники, провозглашающие Божью славу, будут посланы на острова, которые не слышали о ней и не видели ее (Ис.66:19). У Исаии острова служат образами концов земли, границами известного мира, которые тоже находятся под владычеством Яхве.
В Новом Завете острова встречаются главным образом в Деяниях, где Кипр (Деян.11:19–20; 13:4; 15:39) показан миссионерским полем, а острова Крит, Клавда и Мальта (Мелит) играют определенную роль в рассказе о путешествии Павла в Рим и о кораблекрушении на пути к нему (Деян.27:1–28:11). В этой истории Мальта была островом спасения от бури на море и местом провозглашения Евангелия новой жизни. Эпизод служит показательным дополнением к заключительной части первой книги Луки – его Евангелия: страдания и воскресение Иисуса перекликаются с рассказом о близкой смерти и спасении Павла. Но на этот раз Благая Весть провозглашается не в Иерусалиме, а на далеком острове и затем в Риме. Из Тит.1:5 мы узнаем об успешном создании церквей на Крите. В миссии ранней церкви находит выражение видение Исаии посланников Яхве на островах (Ис.66:19), и острова становятся образом духовного пробуждения, плодородной почвы для взращивания плодов Евангелия. С тяжелым испытанием остров связывается только в одном случае – со ссылкой Иоанна на остров Патмос, но даже это становится источником непревзойденного видения Божьего спасительного служения по искуплению представителей всякого колена, языка, народа и племени (Откр.5:9).
См. также: ИОНА, ПРОРОК; КОРАБЛЬ, КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ; МОРЕ; ЯЗЫЧНИКИ, НЕОБРЕЗАННЫЕ.