Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Язычники, необрезанные

(Gentile; heathen)

«Язычники» – обычный перевод еврейских слов goyim (существительного во множественном числе, когда-то означавшего просто «народы», но со временем принявшего конкретное значение «неизраильтяне») и ʿammim, а также греческого слова ethne, когда они относятся к неизраильтянам или к неевреям.

Одной из самых главных разделительных границ, проводившихся в еврейском мышлении (как и во многих других культурах), было противопоставление «нас» и «их». К язычникам относились как к чужим и опасным в религиозном отношении людям. Это главное социальное и этническое различие, которое только можно провести, – «не мы» (подобно тому, как японцы называют иностранцев gay jin). В своих посланиях Павел использует в отношении язычников слово akrobystia, «необрезание» (Рим.2:26–27; 3:30; Гал.2:7; Еф.2:11; Кол.3:11; ср. Деян.11:3). Это слово было образовано евреями в противовес peritome, обрезание». В Ветхом Завете обрезание служило для Божьего народа знамением завета (Быт.17:11). Как таковое обрезание символизировало посвящение Богу (ср. Быт.17:1) и вполне логично стало отличительным знаком Израиля. Необрезание, в свою очередь, было характерной чертой язычников, на которых завет с Богом не распространялся. Поскольку язычники не были посвящены и освящены Богу (Иез.23:30), необрезание стало символом непокорности и неверия (Лев.26:41; Втор.10:16; 30:6; Иер.6:10; 9:25 и далее). Вследствие необрезания язычники считались бунтарским и непокорным народом, и к ним относились с презрением (Суд.14:3; 15:18; 1Цар.14:6; 17:26,36; 2Цар.1:20; 1Пар.10:4). Во Христе же различия между обрезанием и необрезанием нет (1Кор.7:19; Гал.5:6; 6:15; Кол.3:11).

В Ветхом Завете упоминания о язычниках почти всегда соотносятся с Израилем. С язычниками связаны два основных образа. Первый – это средство, которым Бог Израиля наказывает Свой народ за грехи, часто совершавшиеся по примеру язычников. Второй – средство выражения Богом Своей праведной силы, как, например, в Пс.109:6: «Совершит суд над язычниками, наполнит землю трупами, сокрушит головы во многих странах» (KJV).

Религиозное идолопоклонство язычников всегда служило соблазном для израильтян, которые «не истребили народов» в обетованной земле, как им повелел Бог, но «смешались с язычниками, и научились делам их. Служили истуканам их, которые были для них сетью» (Пс.105:34–36).

Среди царей, занимавшихся «мерзостями язычников», наиболее подробный рассказ посвящен Манассии в Иудее: он восстановил «высоты», уничтоженные Езекией, поставил «жертвенники Ваалу» и установил «истукан» богини Астарты в иерусалимском храме. Во дворах храма он «соорудил жертвенники всему воинству небесному», которому поклонялся. Более того, Манассия принес своего сына в жертву Молоху, занимался магией и «завел вызывателей мертвецов и волшебников» (4Цар.21:2–7).

Среди образов, связанных с язычниками, особенно выделяется образ блудодейства и осквернения в аллегорическом рассказе об Оголе и Оголиве, двух сестрах, олицетворяющих соответственно Самарию и Иерусалим. Бог обещает наказать Оголиву «за блудодейство твое с язычниками, которых идолами ты осквернила себя» (Иез.23:30 {«с народами»}). Действительно, захватив Иерусалим, вавилоняне завладели «Наследием» Бога и «осквернили» Его «святой храм» (Пс.78:1; см. ЧИСТОТА).

Встречается также образ рассеяния. Бог рассеял Израиль «между язычниками» {«по народам»}, где избранный народ «обесславил» Его «святое имя». Но пророчество Иезекииля заключается в том, что Бог ради имени Своего соберет народ «из язычников» {«из народов»}, вернет его на свою землю, очистит его, даст ему новое сердце и обеспечит процветание на виду оставшихся на земле язычников (Иез.36:19–36).

Тем не менее язычники оставались потенциальным источником загрязнения. После восстановления храма вернувшиеся из плена евреи отпраздновали пасху, а вместе с ними «все, отделившиеся к ним от нечистоты язычников земли» (Езд.6:21 {«народов»}).

Вместе с тем, несмотря на общее недружелюбное отношение к другим народам, помимо Израиля, в Ветхом Завете есть такие, например, предписания, как в Исх.22:21: «Пришельца не притесняй, и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской». К отдельным чужестранцам, таким как Руфь (прозелитка), следовало относиться доброжелательно; во всяком случае, некоторые израильтяне считали, что даже язычники могут приносить «чистую жертву» Богу Израиля (Мал.1:11) и что Он приведет «сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу» на «святую гору», где храм Божий будет «домом молитвы для всех народов» (Ис.56:6–7).

В Рим.11:17–24 язычники сравниваются с дикой маслиной в противоположность доброй маслине. В средиземноморском регионе маслины были одними из самых распространенных плодовых деревьев и важным источником доходов (1Цар.8:14; 4Цар.5:26). В Ветхом Завете Израиль изображается в образе масличного дерева: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь» (Иер.11:16; см. также Ос.14:7). В этом образе выражаются его духовные благословения, благоденствие и красота (ср. Пс.51:10; 127:3). Поэтому в глазах Павла дикая маслина, приносящая небольшие и бесполезные плоды, символизировала бесплодность язычников. Теперь, однако, христиане из числа язычников привиты к плодоносному масличному дереву, то есть к (верующим) евреям.

Кроме того, евреи относились к язычникам как к некому подобию псов, и именно так они названы в эпизоде с сирофиникиянкой (Мф.15:26; Мк.7:27). Сказав: «Не бросайте святыни псам» (Мф.7:6), Иисус, вполне возможно, имел в виду язычников. Более того, в иудейской литературе записано, что «как святая пища предназначена... не для псов, так и Тора предназначена... не для язычников» (Вавилонский Талмуд, Hagigah 13а). В Библии собака изображается крайне нечистым животным. Питаясь падалью, собаки бродили по полям и улицам городов в поисках пищи, не брезгуя отбросами и даже мертвечиной (3Цар.14:11; 16:4; 21:19, 23; 22:38; 4Цар.9:10, 36; Пс.58:7,15; Лк.16:21). Поэтому собака служила символом нечистоты (Притч.26:11; ср. 2Пет. 2:22; Откр.22:15), а не привязанности и верности, как в современном западном обществе. В глазах евреев своим образом жизни язычники походили на собак: они жили без Торы и, главное, без законов чистоты (1Кор.9:21). Вместе с тем, любопытно отметить, что в Флп. 3:2 Павел презрительно назвал иудействующих «псами».

Хотя и были «благоразумные язычники», которые, даже не имея закона, своими делами показывали, что он написан в их сердцах (Рим.2:14), в целом слово язычник ассоциировалось у еврея с его самым злейшим врагом. В «родословии народов» (Быт.10) показана «карта» языческого мира: представлены участники будущих событий. Среди них мы видим враждебные языческие народы, которые в дальнейшем сыграют значительную роль: Египет и амаликитяне в истории исхода; хеттеи, гергесеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи в истории завоевания земли (Втор.7:1; Нав.3:10; 24:11); ассирийцы и вавилоняне в рассказе о пленении (см. Christensen, 4:1037–39). Кроме того, языческие правители характеризуются как князья народов, «господствующие над ними» (Мф.20:25; Мк.10:42; Лк.22:25); Иисуса «предадут на поругание» язычникам, и те совершат над Ним свое злое дело (Мф.20:19; Мк.10:33–34; Лк.18:32; Деян.4:27); Иерусалим будет «попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк.21:24). Павел следующим образом описывает положение, в котором находились язычники: «Без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире... далеко» (Еф.2:12–13), они поступали «по суетности ума своего» (Еф.4:17). Язычники (а также правители и цари) должны были стоять в центре внимания «свидетельства» учеников (или избранного человека, Деян.9:15), но при этом отнюдь не предполагалось, что они воспримут это свидетельство с радостью (Мф.10:18). Фактически враждебность язычников приравнивалась к враждебности Иисусу иудеев.

Но когда Евангелие начало распространяться по всему миру, произошел резкий поворот, и во Христе Бог стал Богом и для язычников (Рим.3:29), которых Он назвал «Моим народом» (Рим.9:24–25). Бывший пасынок в человеческой семье стал теперь предметом зависти Израиля, избранного сына (Рим.11:11). Язычники покорились вере (Рим.15:18) и приняли духовные благословения евреев (Рим.15:27). Язычники в качестве полноправных членов вошли в собрание прославления (Рим.15:9–11), стали полноправными гражданами и членами Божьей семьи. Бывшие некогда «отчужденными от общества Израильского», «чуждыми заветов обетования» и находившиеся «далеко», язычники стали соучастниками и даже составными частями нового храма Божьего (Еф.2:11–22). В Деяниях мы видим, что Бог излил Свою милость и Своего Духа даже на язычников (Деян.10:45; 11:1, 18) и что многие из них приняли этот дар с радостью (Деян.13:48), хотя точные условия их включения в Божий народ вызывали споры (Деян.15:5–20).

Готовность принять чужестранцев, искавших Бога, была, безусловно, движущей силой распространения Благой Вести за пределы Израиля. В таком контексте слово язычники является (дважды) переводом греческого прилагательного ethnikos(oi), но в основном родственного ему существительного во множественном числе ethne, как, например, у Павла, который, ссылаясь на Быт.12:3, 18:18или 22:18, утверждает: «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: “в тебе благословятся все народы”» (Гал.3:8). И ранние христиане, выполняя Великое поручение, направили усилия на устранение язычества как такового путем обращения язычников в Божий народ.

В Откровении Иоанна сказано последнее слово о язычниках. Продолжающие идти по пути бунта, символизируемого Вавилоном (Откр.14:8), подвергнутся окончательному суду; но жителями неба станут многие представители языческих народов, последовавшие за Иисусом. Агнцу будут поклоняться люди «из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9).

См. также: ВАВИЛОН; ЕГИПЕТ; ЗАВЕТ; ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; ИЗРАИЛЬ; ОБРЕЗАНИЕ; ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК; СОБАКИ, ПСЫ; ЧИСТОТА.

Библиография:

D.Block, «Nations», ISBE 3:492–96;

D.Christensen, «Nations», ABD 4:1037–48.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle