Вавилон
(Babylon)
Вавилон – один из мрачных образов Библии, присутствующий в ней начиная с ветхозаветных рассказов и кончая апокалиптическим видением в Откровении. Как и в случае с его столь же известным аналогом Ниневией, возникновение Вавилона связано с Нимродом, который «начал быть силен на земле» (Быт.10:8–10). Сам по себе Вавилон показан в Библии как мощный город, который Бог часто использовал для сурового суда над другими народами (напр., Иер.21:2–10; 25:8–11). Вавилон выступал в роли Его скотовода, ведущего народы, как волов под ярмом (Ис.47:6; Иер.27:1–12; 28:1–17), Его боевого молота, поражавшего их (Иер.51:20–23), золотой чаши гнева в Его руке, опьянявшей всю землю и приводившей ее в безумство (Иер.51:7; ср. Иер.25:15–38), содержателя зоопарка, охранявшего опасных иудейских львов (Иез.19:9), любовника иудейской блудницы, совершившего ужасное воздаяние (Иез.23:11–35), огня, зажженного под котлом Иерусалима, чтобы «сварить» в нем жителей во время осады и одновременно удалить из него нечистоту (Иез.24:1–14), а также в роли захватчика Израиля, его мучителя, опустошителя и места его плена «Дочь Вавилона, опустошительница!»(Пс.136:8).
Вавилон, который Бог использовал как инструмент Своего Промысла, тоже не избегал Его суда за нечестие, идолопоклонство и гордость, то есть за грехи, которыми жители этого региона стали отличаться очень рано (Быт.11:1–9). Царь Вавилона изображается как бог неизраильского мифа, пожелавший взойти на гору богов и стать подобным Всевышнему (Ис.14:12–14; ср. с Иер.51:53 и особенно с Дан.3–5, где эта тема представлена в повествовательном ключе), как нежная и роскошная девица, не соблазненная и не покоренная ни одним народом (Ис.47:1), как госпожа всех царств (Ис.47:5), гордо и уверенно сидящая на престоле подобно богине (Ис.47:7–11; ср. 45:5, 18, 21). Однако царь, пожелавший взойти на небо, был низвержен в ад (Ис.14:13–15), молотобоец освобожден от исполнения обязанностей (Ис.14:4–6), а тело, поверженное в битве, осталось позорно незахороненным (Ис.14:18–20).
Царицу Вавилон, гордость халдеев, постигла участь Содома и Гоморры (Ис.13:19; ср. Иер.51:39–40). Она сменила престол на прах, свою изнеженную жизнь на тяжелую необходимость молоть зерно, она лишилась покрывала и одеяний, символизировавших ее благородное достоинство (Ис.47:1–3). Она познала родовые муки, ненадежное положение преследуемой серны или беззащитного стада, из которого легко можно украсть овец (Ис.13:8, 14; Иер.50:44–45). Она стала одновременно вдовой и матерью, лишившейся потомства (Ис.47:8–9), опозоренной поведением детей и пораженной бесплодием (Иер.50:11–13), превратилась в затопленные водой пустынные развалины, в которых обитают дикие звери (Ис.13:20–22; 14:23; Иер.51:37). Она стала врагом Бога, которого преследуют Его лучники (Иер.50:13–14, 29–30), полем, готовым для жатвы суда, гумном, ожидающим веятелей для отделения пшеницы от мякины (Иер.51:1–5, 33), уподобилась львам, упоившимся вином и закланным во время сна, как овцы и козлы (Иер.51:38–40). Божий боевой молот разбит и сокрушен (Иер.50:23), губительная гора разрушена Богом (Иер.51:25–26), чудовище, пожиравшее Божий народ, вынуждено извергать его обратно (Иер.51:34, 44). Уже в Ветхом Завете (ср. Ис.13:1–22, особенно картина конечного суда в Ис.13:9–13 и Ис.14:3–23), и, безусловно, в Новом Завете (напр., 1Пет.5:13; ср. с 1Пет.1:1 и 1Пет.2:11) Вавилон показывается не как конкретная сила, а в более общем плане – как мирская сила, противостоящая Богу, как империя, где Божий народ живет в плену. Это особенно ясно видно в Книге Откровение, в значительной степени основывающейся на символике Ветхого Завета при изображении конца времен. В ней Вавилон показан матерью блудниц. Он сам представлен великой блудницей, упоенной кровью мучеников и побуждавшей других пить вино блудодеяния (Откр.17:1–6), которую Бог заставил выпить двойную дозу суда из ее собственной чаши (Откр.18:3–6). Она вела себя как высокомерная и самоуверенная царица всей земли, но неожиданно и бесповоротно была поражена мучениями, горестями и голодом (Откр.17:15–18; 18:7–8), обнажена и разорена (Откр.17:16), лишена всей своей прежней роскоши (Откр.18:11–19). Она стала жилищем бесов и отвратительных птиц (Откр.18:2). Символика в Откровении становится еще более яркой, благодаря сознательному противопоставлению ближе к концу книги Вавилона и нового Иерусалима, показанного невестой Христа (Откр.19:6–9; 21:1–27).
См. также: ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ; ГОРДОСТЬ; ГОРОД; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН, КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ, КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ; КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ; ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА; ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ.