Книга пророка Исаии
(Isaiah, book of)
Книга Исаии представляет собой творческое и неоднородное в литературном и тематическом отношении произведение: остаток, слепота, правосудие, святость, имеющая вселенское значение гора – вот лишь некоторые из многочисленных тем и образов в Исаии. В то же время книгу пронизывают и привносят в нее определенную упорядоченность два основных мотива – образы Святого Израилева (Царя) и Сиона (предназначенной для Него царской обители). Святой Израилев желает пребывать на Сионе (Ис.12:6), но для этого Он должен сначала очистить не только Израиль (Ис.1:24–26), но также окружающие его народы (Ис.13–23) и даже весь сотворенный порядок (Ис.24:1–6). Тема восстановления, включающая в себя очищение и исцеление, придает композиции обеих частей книги вид расширяющихся концентрических кругов. В первой половине книги исходящий от Сиона суд (Ис.1–12) направлен на близлежащие народы (Ис.13–23) и в конце концов охватывает все творение (Ис.24–27). Затем процесс повторяется, но на этот раз в виде восстановления, а не суда, распространяясь от Сиона (Ис.40–59) на народы (Ис.60–64) и в конечном счете охватывая небо и всю землю (Ис.65–66).
Святой Израилев и Сион. Святость – первостепенный атрибут Бога как Царя (Ис.6:1–3; 63:15) и основной столп Божьего небесного престола (Ис.43:15). Если не считать названий Господь (Яхве) и Бог, «Святой Израилев» – наиболее распространенный эпитет в отношении Бога (30 раз), и употребление этого имени производит тем большее впечатление, что оно редко встречается в Ветхом Завете за пределами Книги Исаии. Имя «Святой Израилев» становится как бы связующим звеном всех других образов Бога: Святой Израилев – Творец мироздания (Ис.17:7; 41:20; 43:15; 45:11), Искупитель Израиля (Ис.41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5), его Законодатель (Ис.5:24), его свет (Ис.10:17), его помощь (Ис.31:1) и его радость (Ис.12:6; 29:19; 41:16).
«Святой Израилев» как эпитет Бога дополняется в Исаии метафорой Сиона как символа Божьего народа. Центральное место в этом отношении занимает образ Сиона как горы и/или города. Множество других образов Израиля (напр., невесты/жены [Ис.62:5], блудницы [Ис.1:21], бесплодной женщины [Ис.54:1], сада [Ис.51:3], виноградника [Ис.5:1–7] и своенравного ребенка [Ис.1:2] – и многих других) представляют собой просто вариации образа Сиона и служат дополнением к нему. В образе Сиона находят выражение два из трех основных обетований Аврааму: места (земли) и народа (семени). Третье обетование, общение с Богом, выражается в теме очищения. Бог хочет пребывать со Своим народом (Ис.7:14), поэтому Ему надо очистить его. Тему Сиона используют и другие пророки и псалмопевцы, но только Исаия вкладывает в нее полное содержание в трех измерениях.
Для изображения Яхве и Израиля в Книге Исаии есть множество других образов, но основополагающими темами, с которыми соотносятся все остальные, служат образы Яхве как Святого Израилева и Израиля как Сиона. Святой Израилев и Сион – вот два полюса, вокруг которых вращается все пророчество. Драматическая направленность пророчества выражается в желании и намерении Бога пребывать среди Своего народа и в абсолютной неспособности народа принять Его. Напряженная ситуация, вызванная отсутствием святости на Сионе, служит источником пророчеств и «сюжетной линией» развития «рассказа».
Тема очищения. Возродив Сион, Святой Израилев приведет его от смерти к жизни. В глазах Исаии это требует мучительного процесса очищения и исцеления. Включение исцеления в процесс очищения (Ис.1:5–6, 24–26) выглядит довольно необычно. Но такое конкретное сочетание очищения и исцеления привлекает внимание к тому, что можно рассматривать как искупление; и, действительно, Исаия связывает очищение с искуплением (Ис.1:24–26 и Ис.1:27).
Образов очищения и исцеления в книге множество (Ис.1:5–6; 6:10; 19:22; 53:5). Очищение чаще всего принимает форму суда, а исцеление – спасения. Хотя образы очищения и исцеления идут бок о бок, все же основная нагрузка символики очистительного суда падает на первую половину книги, а исцелительного спасения – на вторую. Очистительная сторона возрождения касается удаления зла из Израиля (и, следовательно, из народа), что лучше всего, пожалуй, выражается в пророчествах о сокращении Израиля до праведного остатка (Ис.6:11–13). Исцеление же изображается в образах восстановления, нового исхода и большого числа жителей, населяющих новое небо и новую землю.
Сион служит эпицентром, из которого очищение распространяется на народы и на все сотворенное мироздание. В главах 1–39 показаны необходимость суда и способы его совершения на Сионе, среди народов и во всем сотворенном пространстве. В главах 40–66 акцент делается на спасении Сиона, народов и сотворенного порядка. Процессы очищения и исцеления начинаются на Сионе, который у Исаии является центром мироздания, и распространяются на всю сотворенную сферу и вселенную. Композиционно Книга Исаии состоит из рассказов об очищении Сиона и его окружения, за которым следует исцеление.
Необходимость очищения и процесс его осуществления. Необходимость очищения Сиона и способы очищения показаны в первых пяти главах, предваряющих рассказ о пророческом призвании Исаии (Ис.6:1–13), когда Исаия впервые встретил Святого Израилева. Вокруг Него летали херувимы, прославлявшие святость Господа, сидящего на превознесенном небесном престоле. Столкнувшись в видении с таким прославлением святости Яхве, Исаия пришел в отчаяние от собственной нечистоты. Рассказ об очищении Исаии символизирует необходимость очищения и исцеления и предвосхищает процесс, который будет лежать в основе взаимоотношений между Святым Израилевым и Сионом.
Отсутствие чистоты – в первую очередь, результат незнания Бога (Ис.1:2–3). Основным образом незнания Бога служит слепота (Ис.6:9–10; 26:11; 29:9, 18; 35:5; 42:7, 16, 18–19; 43:8; 56:10). Ослепление Сиона показывается на трех примерах: несправедливости (то есть дурного отношения к вдовам, сиротам и нищим [Ис.1:1 7, 21]), союзов с иноплеменниками (Ис.31:1) и идолопоклонства (Ис.1:29–30). В несправедливом отношении к собратьям-израильтянам отражается незнание Божьей благодати (Ис.1:3, 16–17). В обращении к иноземцам за военной помощью и к идолам за поддержкой раскрывается отсутствие веры, что Бог может защищать народ и обеспечивать его необходимым.
Обвинения в нарушении закона (см. ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ), описанные в Ис.40–48, показывают не только то, что если бы Сион (Израиль) знал своего Бога, он не вел бы себя подобным образом, но и силу Бога очистить его, как Он и обещал это сделать. Очищение означает удаление неправедности и несправедливости путем очистительного суда. Оно также включает в себя исцелительное восстановление посредством спасения.
В первой половине книги основные поэтические парные слова – правосудие и правда (Ис.1:21, 27; 32:1). Во второй половине с правдой сопоставляется спасение (Ис.45:8; 51:1–8), указывая на переход от очистительного суда к исцеляющему спасению. Хотя в тексте образы суда и благословения/спасения располагаются вперемежку, общая тематическая направленность выражается в движении от необходимости очистительного суда к неизбежности суда, затем к собственно суду и, наконец, в переходе от суда к исцелению. Святой Израилев, производивший суд, будет также и исцелять (Ис.6:10; 19:22; 53:5; 57:18), доводя процесс очищения до завершения. Святой, очищенный, священнический народ вернется на Сион (Ис.52:11–12) с приношениями и святыми дарами для поклонения на новом небе и новой земле (Ис.66:20–21).
Творческий подход Исаии на примере образа Сиона. Сион – гора, город и место расположения храма – символизирует несколько понятий: место воцарения Бога (Ис.24:21–23); убежище (Ис.14:32); мир (Ис.2:2–5); правосудие (Ис.1:21; 33:5) и суд (Ис.24:21–23); источник, из которого исходят слово и закон (Ис.2:1–4), и святое место, основание которого заложил Бог (Ис.28:16; 33:6). Это город, который неоднократно грешил и сделался греховным, подобно Содому. Сион служит выражением и других образов: пустые дома, ожидающие возвращения жителей; вестник, обращающийся к другим опустевшим городам (Ис.40:9), и получатель послания. Бог заботится о его крепостных укреплениях, стенах и фундаменте. В новом городе стены будут называться «спасением», а ворота – «славой» (Ис.60:18). Яхве будет его основанием (Ис.33:6 NIV), солнцем и луной (Ис.60:19). Основополагающее значение имеют и защита, и разрушение Сиона.
Разнообразие этих образов не случайно – в них отражается переход в пророчестве от совершаемого Святым Израилевым очищения Сиона к его исцелению. В ходе этого процесса Сион превращается из развалин в цветущий город (Ис.61:4), из пустыни в сад (Ис.35:1–2), из безлюдного места в многолюдное (Ис.54:1), из запустелого и унылого в процветающее и радостное. Сион сменяет Синай в качестве Божьей горы (Ис.2:3; 4:5–6) и становится самой высокой горой (Ис.2:2–3). Сион подвергается суду и приходит в запустение, его стены тоскуют и плачут, а затем, получив обещание возвращения жителей, он обретает надежду, что не будет больше необитаемым и станет матерью многих. Он показан также блудницей без мужа и детей, ставшей затем женой Святого Израилева с множеством детей (Ис.1:21; 54:1). У Сиона непокорные дети (Ис.1:2–4), ставшие сиротами, а затем восстановленные (Ис.60:4) Святым Израилевым. Сион изображается нечистым городом и очищенной женой, а Святый Израилев – светом, превращающимся в пожирающий огонь (Ис.10:16), а затем в яркий свет спасения (Ис.60:1).
Другие образы. Лежащая в основе книги тема очищения и исцеления Сиона и его окружения дополняется многими другими мотивами и образами: Небесного Воителя, исхода, царственности, мышцы/руки Господа, нарушения завета, Раба Божьего. Например, Святой Израилев предстает Небесным Воителем (Ис.63:1–6), Который силой Своей руки поразит Сион (Ис.5:25), а затем направит его в новый и еще более великий исход (Ис.40:10–11) на новое небо и новую землю, которые Он создаст. Он выдвигает обвинения в нарушении завета (Ис.1 и Ис.41–48) и для достижения Своих целей и управления новым порядком намеревается привлечь Своего Раба (Ис.42:1–9; 49:1–11; 50:4–11; 52:13–53:12).
Исаия творчески подходит к мотивам и образам, встречающимся в других местах Библии, например, мышцы Господней, нового исхода и нового творения. Образ мышцы Господней в других книгах Писания используется почти исключительно как своего рода штамп для демонстрации спасительной силы Бога, проявленной при исходе из Египта. Исаия употребляет его в том же смысле (Ис.63:12), но у него мышца Господня становится также символом власти (Ис.40:10), заключения завета (Ис.62:8) и надежды народов на справедливый суд (Ис.51:5; 52:10–53:1).
Используя образы, связанные с исходом (пустыня; странствие; облако днем, следующее впереди и позади), Исаия преобразует веру, основанную на первом исходе, в надежду на второй исход из вавилонского плена.
За исключением Книги Бытие, Книга Исаии – практически единственная книга Ветхого Завета, в которой используется еврейское слово, означающее «сотворить» (Быт.1:1), для раскрытия творческой работы Бога. Фактически в Исаии о сотворении говорится больше (и более многогранно), чем в Бытии. Бог сотворил Сион как новый Синай (Ис.4:5), Иакова как Свой народ (Ис.43:1), спасение Своего народа (Ис.45:8), «новое» (Ис.48:6), тьму/бедствия (Ис.45:7), хвалу на устах плачущего (Ис.57:18–19 NIV), Иерусалим как радость (Ис.65:18) и как новое небо и новую землю (Ис.65:17).
Непрекращающееся очищение. Производимый Святым Израилевым процесс очищения, который начинается на Сионе и распространяется на народы и на все творение, состоит в пророчестве из двух этапов – очищение и исцеление. Народы придут к Сиону и будут приняты (впервые об этом упоминается в Ис.2:1–4 и неоднократно повторяется в Ис.40–66). Драма завершится на новой сцене – на новом небе и новой земле; старое небо и старая земля, которые были свидетелями нарушений завета, уступят место новому сотворенному порядку. Свидетелей в начале пророчества в конце заменят новые – вернувшиеся искупленные. И таким представлением о распространяющемся на все сущее очищении только и можно объяснить кажущийся странным конец Книги Исаии:
Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю,
всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь,
так будет и семя ваше и имя ваше.
Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть
пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь.
И будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня:
ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет;
и будут они мерзостью для всякой плоти (Ис.66:22–24).
На Сионе больше не будет нечистоты. В очищении больше не будет необходимости. Святой Израилев раз и навсегда удалит с Сиона все порочное и нечестивое. Для искупленных свидетелей, которые будут стоять на стенах нового Сиона и смотреть наружу, ужасная сцена за стенами будет давать надежду, что единственный свет исходит из Божьей обители и что тьма и греховность навсегда останутся за пределами границ Сиона.
См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ГОРА; ИЕРУСАЛИМ; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; СВЯТОСТЬ; СИНАЙ; СИОН; СЛЕПОТА; СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, ПРАВОСУДИЕ; СТРАДАЮЩИЙ РАБ; ТВОРЕНИЕ; ЧИСТОТА.