Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Справедливость, правда, правосудие

(Justice)

В современных переводах Библии слова справедливый, справедливо и справедливость встречаются около сотни раз – в подавляющем большинстве случаев в Ветхом Завете и лишь изредка в Новом Завете. Справедливость – понятие, связанное с законом, поэтому Божья справедливость раскрывается, в основном, в Ветхом Завете. В Новом же Завете человек оправдывается по Божьей милости.

Справедливость – один из наиболее выдающихся атрибутов Бога в Писании. Бог раз за разом изображается эталоном справедливости и праведности, особенно в пророческих книгах (Ис.28:6; 51:4–5; 61:8; Иер.9:24; 21:12; Иез.34:16). Справедливы и праведны все Божьи пути: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор.32:4; см. также Неем.9:13, 33; Ис.58:2; Ин.5:30; 2Фес. 1:6). В праведных должна отражаться Божья справедливость, ибо Господь любит правду (Пс.36:28; ср. Быт.18:19; Втор.27:19; Иер.22:3). Образ настолько тесно связан с самой природой Бога, что «злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» (Притч.28:5).

Справедливость нередко изображается синонимом беспристрастности, но чаще она приравнивается к праведности (2Пар.12:6; Неем.9:33; Иер.22:15; 23:5; 33:15; Иез.18:5). Наглядный пример этому – бедствия Иова. Из Писания мы знаем, что Бог всегда справедлив (Втор.32:4), тем не менее Его отношение к Иову не беспристрастно – он страдает по Божьей воле, несмотря на свою праведность. Иов ничем не заслужил такого наказания, однако он переживает боль и потери.

Но хотя Божий справедливый суд часто связывается с наказанием и гневом, важную роль в нем играет милость. Исаия пророчествовал, что «Сион спасется правосудием» (Ис.1:27), а также: «Суд Мой поставлю во свет для народов. Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы» (Ис.51:4–5; см. также Иер.30:11; Иез.33:13–20; 34:16). Здесь справедливость связывается с искуплением и спасением, приносящими освобождение пленным и избавление угнетенным. Божья справедливость не бывает холодной, ибо Бог есть любовь. Она приносит радость (Притч.21:15). В псалмах порой выражается восторженная радость от того, что Бог идет судить землю (Пс.66:5; 95:12–13; 97:8–9). Прекрасным наглядным примером справедливости служит фигура Отрока в книге Исаии. Исаия пишет:

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой,

к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него,

и возвестит народам [справедливый] суд.

Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах.

Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит;

будет производить суд по истине;

не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит

[справедливого] суда, и на закон Его будут уповать острова (Ис.42:1–4).

Это описание справедливого суда и выразителя справедливости имеет неотразимую силу. Читателя завораживают сила и милосердие Отрока, и он испытывает страстное желание увидеть день Его пришествия. Справедливый суд носит здесь личный характер, в нем выражаются милосердие, любовь и освобождение, он полон правды, добра и святости. В этом отрывке подразумеваются чистота, истинность и верность, раскрывающие природу Божьей справедливости.

См. также: МИЛОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle