Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга пророка Малахии

(Malachi, book of)

Малахия обычно считается последним пророком, оставившим «литературное наследие». Он был поздним современником пророков Аггея и Захарии, обращавшихся к Иудее послепленного периода с 520 по 518 г. до Р.Х. Служение Малахии относится примерно к 500 г. до P. X. Учитывая упоминания о «народах» (Мал.1:11, 14), вполне возможно, что побудительным мотивом для послания Малахии послужила победа греков над персами в битве при Марафоне в 490 г. до P. X. После плена Иерусалим надеялся на исполнение пророчества Аггея, что Бог «ниспровергнет престолы царств» и что это событие можно будет рассматривать как прелюдию Божьего суда над земными царствами (ср. Агг.2:21–22).

По своему литературному стилю Книга Малахии занимает особое место среди ветхозаветных пророческих книг. Все послание написано в риторической манере, известной как «диатриба» или «полемическая речь». Полемика Малахии строится на аргументации, подобной той, которая используется в формальном диспуте, в данном случае противопоставляющем Малахию его аудитории. Конкретно аргументация представлена в виде схемы из трех частей, включающей провозглашение пророком истины (напр., «Я возлюбил вас», Мал.1:2), (гипотетическое?) возражение аудитории (напр., «В чем явил Ты любовь к нам?», Мал.1:2) и последующее подкрепление своей мысли пророком, отстаивающим первоначальную предпосылку представлением дополнительного доказательства (напр., «И однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению», Мал.1:2–3). Такой литературный стиль представляет собой вариант обвинительных речей, характерных для ветхозаветной пророческой литературы (см. Westermann, 169–176). Судебные речи в ветхозаветной пророческой литературе обычно обличают, обвиняют и провозглашают суд. В Книге Малахии присутствуют все эти три элемента.

Послание Малахии написано в наставительной манере с использованием кратких фраз и прямой речи. Фактически сорок семь из пятидесяти пяти стихов книги представляют собой обращения Бога через пророка Малахию. Композиционно книга состоит из шести пророчеств или полемических речей, обрамленных вводной частью (Мал.1:1) и послесловием (Мал.4:4–6). В каждом из пророчеств Божья верность противопоставляется неверности Израиля. Общую направленность послания Малахии удачно сформулировал Дж. Фишер:

1) Бог возлюбил Иакова (Мал.1:2–5);

2) Бог ждет от Израиля искреннего поклонения (Мал.1:6–2:9);

3) Бог – Отец израильтян и рассчитывает на их преданность и верность (Мал.2:10–16);

4) Бог хочет искренности и справедливости не на словах, ибо Он Сам есть истина и правда (Мал.2:17–3:5);

5) Бог верен Своему слову и желает подлинного поклонения (Мал.3:6–12);

6) повторное выражение желания Бога искреннего поклонения сочетается с угрозой суда (Мал.3:13–4:3).

В послесловии (Мал.4:4–6), хотя его подлинность считается библейскими комментаторами спорной, послепленному Иерусалиму напоминается о наследии истинной веры и искреннего поклонения, примерами которых служат Моисей и Илия.

Не следует упускать из виду связь книги с книгами Аггея и Захарии. Послания этих трех пророков послепленного периода относятся в целом к одному времени, и в центре их внимания стоит общая тема: храм Господень. Аггей побуждает еврейское общество восстановить храм Соломона, разрушенный вавилонянами в 587 г. до Р.Х., и возродить обряды жертвоприношений (Агг.1:9). Захария дополняет обращение Аггея призывом к покаянию, дабы поклонение народа в новом храме было подобающим и приемлемым для Бога (Зах.1:3; 8:14–17). Малахия завершает триаду призывом к реформированию поклонения в храме, искаженного духовной апатией и злоупотреблениями распущенного священства (Мал.1:7, 12; 2:8).

Книга Малахии изобилует риторическими образами и художественными приемами. В их число входят:

1) обращение к разделяющим общий опыт («Если Я – отец, то где почтение ко Мне?», Мал. 1:6);

2) панегирик, или восхваление какого-то отвлеченного понятия или добродетельной черты (напр., описание «идеального» священника в Мал. 2:4–9);

3) подчеркнутый контраст (напр., «Господь» и «чужой бог» в Мал. 2:11);

4) гипербола, или намеренное преувеличение («не оставит у них ни корня, ни ветвей», Мал. 4:1);

5) метафора, или прямое сравнение («они будут прахом под стопами ног ваших», Мал. 4:3);

6) парономазия, или игра слов (напр., имя пророка «Малахия» [евр. malʾaki] в Мал.1:1, означающее «Мой посланник», и упоминание о «Моем посланнике», или malʾaki, в Мал. 3:1);

7) сатира, или высмеивание («Поднеси это твоему князю!», Мал.1:8);

8) образное уподобление («придет день, пылающий как печь», Мал.4:1).

Заверяя Иудею послепленного периода в заветной Божьей любви, обличая грехи лицемерного поклонения и социальной несправедливости, призывая читателей к покаянию для донесения двойного послания об угрозе Божьего суда и надежде на восстановление, пророк Малахия пользуется широким рядом образов и символов. Среди наиболее значительных литературных образов и символов можно отметить:

1) соперничество Иакова и Исава (Мал.1:2–3), напоминающее о патриархальной одиссее этих близнецов (Быт.25–36);

2) мотив взаимоотношений отца и сына (Мал.1:6), привлекающий внимание к пятой заповеди («Почитай отца твоего и мать твою», Исх.20:12);

3) мотив чести и стыда, характерный для древней культуры (Мал.1:8–9); здесь пророк «стыдит» читателей, указывая, что жертвоприношения народа Богу с очевидностью нарушают даже правила принесения аналогичных даров местным князьям;

4) резкое противопоставление «неиспорченного» и «поврежденного» приношения (Мал.1:13–14), напоминающее об условиях Моисеева закона, касающихся жертвоприношений (Втор.15:21);

5) нежный (и редкий в Ветхом Завете) образ Бога как Отца (Мал.2:10), вероятно, в смысле Творца человечества (Втор.32:6) и метафорически Отца Израиля как Его «первенца» (Исх.4:22);

6) «Ангелы» и «Ангелы завета» (Мал.3:1), олицетворяющие Божье собрание – небесный двор, в котором пребывают Бог и ангельские существа. Считалось, что пророки или Божьи посланники получают оттуда поручения и сообщения;

7) «огонь расплавляющий» и «щелок очищающий» (Мал.3:2) – яркие образы благотворных последствий Божьего суда. Образ очищающего щелока применительно к удалению греха в еврейской общине послепленного периода используется в Ветхом Завете только у Малахии. Образ расплавляющего огня встречается чаще (ср. Ис.1:25; 48:10; Иер.6:29; 9:7; Дан.11:35; 12:10; Зах.13:9). Это место в Малахии служит напоминанием, что день Господень коснется как нечестивых, так и праведных. В день суда нечестивые сгорят как солома (Мал.4:1, образ огня связывается с сильным жаром в пекарной печи), а праведные очистятся огнем (Мал.3:3);

8) символическая «памятная книга» (Мал.3:16). Земной аналогией книги записей праведных и их дел можно, вероятно, считать персидскую «памятную книгу» (Есф.6:1). Представление о «небесной книге жизни» выражается в разных местах Ветхого Завета (ср. Исх.32:32–33; Пс.68:29; Дан.12:1). В Дан.7:10; 10:21; 12:4 эти небесные книги становятся символом Божьего суда. Упоминания о них, безусловно, служат фоном при описании книг, открытых у великого белого престола в Откр.20:11–15;

9) небесное «Солнце правды», несущее «исцеление в лучах Его» (Мал.4:2, в английских переводах – «в крыльях») – наиболее известный образ в Книге Малахии. Солнце символизирует Бога в Пс.83:12, но в «Солнце правды» выражается, вероятно, представление о крылатом солнечном диске в персидском искусстве (ср. Baldwin, 250). В древней Месопотамии образ крылатого солнечного диска служил символом божественной защиты царя. Малахия пользуется этим образом применительно к Богу, несущему подлинное благословение и оберегающему людей, которых Он прикрывает Своими «крыльями»;

10) пасторальный образ «взыгравших тельцов упитанных» (Мал.4:2). Божье восстановление народа в день Господень уместно сравнивается с радостной игривостью животных, резвящихся на лугу (ср. с образом Божьего Царства в Захарии, где улицы «наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его», Зах.8:5).

См. также: КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ; КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ.

Библиография:

J.G. Baldwin, Haggai, Zechariah, Malachi (TOTC; Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1972);

Е.Achtemeier, Nahum-Malachi. (IntC; Atlanta: John Knox, 1986);

J.A.Fischer, «Notes on the Literary Form and Message of Malachu», CBQ 34 (1972) 315–20;

A. E. Hill, Malachi (AB 25D; New York: Doubleday, 1998);

C. Westermann, Basic Forms of Prophetic Speech (Louisville: Westminster John Knox, 1991).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle