Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга пророка Захарии

(Zechariah, book of)

Книга Захарии – самая длинная из сборника малых пророков. В ней много апокалиптических намеков и много говорится о будущем, когда Господь Саваоф, великий Царь, учредит Свое всемирное Царство. Захария предвидит поклонение иудеев и язычников Богу, в Царстве, пронизанном Его святостью. Только Исаия больше пророчествовал о Мессии. Следует отметить также влияние, оказанное Захарией на книги Нового Завета, особенно евангелия (напр., Мф.9:6; 26:15, 28) и Откровение (напр., Откр.6:2, 4–5; 11:4; 19:11).

Как до него Иеремия (Иер.1:1) и Иезекииль (Иез.1:3), Захария был священником по происхождению и пророком – по призванию. Имя Захария значит «Яхве вспомнил», и оно указывает на суть его послания, обращенного к Иерусалиму после изгнания. Бог соблюдает соглашение завета и возвращает Свой народ в землю обетованную (Зах.2:10–12). Происхождение Захарии из рода священников объясняет его знание закона Моисея (Зах.7:8–10; 8:14–17), постов (Зах.8:18–19) и подробное описание одеяний священников (Зах.3:1–5), храмовой утвари, такой как чаши и светильники (Зах.4:2–3), и даже коронации «Отрасли» (Зах.6:9–14).

Служение Захарии, вероятно, проходило во время правления царя Дария I Персидского (521–485 г. до Р. Х.). Фактически, в трех пророчествах указаны точный день, месяц и год их получения (Зах.1:1–6 [октябрь/ноябрь 520 г. до Р. Х.]; Зах.1:7 [15 февраля 519 г. до P. X.] и Зах.7:1 [7 декабря 518 г. до Р. Х.]. Книга естественным образом делится на две части: видения (Зах.1–8) и (недатированные) пророчества (Зах.9–14). Промежуток времени, разделяющий написание двух половин книги (возможно, два или три десятилетия), объясняет разницу в стиле, языке и темах между ранними видениями и поздними пророчествами.

Послание Захарии, в первую очередь, посвящено теме тревожных времен. Прежде всего, пророк упрекает общество после изгнания и призывает его к покаянию, потому что люди упорствуют в грехах своих предков (Зах.1:3–5; см. также Зах.7:8–14). Потом Захария призывает народ делать добро, поступать в соответствии с Божьими законами (Зах.1:13–17). Бог может «оказывать милость» Израилю только в том случае, если народ будет выполнять требования завета (Зах.7:8–14; 8:14–17). Наконец, Божий слуга ободряет своих соотечественников, утверждая, что слова «прежде бывших пророков» по-прежнему имеют ценность (Зах.1:4; 7:7,12) и что Бог собирается благословить и возродить Свой народ (Зах.8:1–8).

Большое количество образов у Захарии относится непосредственно к исторической ситуации в дни жизни пророка. В книге освещено несколько тем, включая миграцию евреев обратно в Израиль, восстановление поклонения в храме, помазание местных вождей и видения славы и великолепия Израиля среди народов. Во всех случаях наблюдается изменение ситуации, с которой столкнулись первые волны израильтян, вернувшихся в родную землю, лежавшую в руинах.

Книга написана в литературном жанре «пророческой прозы», смеси прозы и поэзии, характерной для пророческой литературы Ветхого Завета (за исключением Зах.9, где текст полностью поэтический). Захарию можно также отнести к пророческо-апокалиптической литературе, потому что книга содержит много апокалиптических черт и мотивов, таких как повествование в форме видения (Зах.1:7–6:8), предсказание с откровением и толкования (Зах.5:1–4), упоминание ангелов как действующих лиц (напр., Зах.5:5; 6:4), смелый и иногда загадочный символизм (языка и действия, Зах.6:9–15) и темы Божьего суда и триумфа Царства Божьего в истории (Зах.12–14).

Самая поразительная жанровая особенность Книги Захарии – «видение». В Ветхом Завете видение – это необычный опыт откровения, в ходе которого провидец в частном порядке видит и переживает мир божественной истины по воле Бога – нечто вроде встречи пророка с «виртуальной реальностью». Восемь видений пророка содержат характерные для откровений выражения и богаты в символическом отношении. Каждое видение предваряется фразой: «Я поднял глаза мои и увидел...» (Зах.1:8, 18; 2:1; 5:1; 6:1) или приглашением ангела, призывающего Захарию: «Подними еще глаза твои и посмотри...» (см. Зах.3:1; 4:2; 5:5). Жанр «видения» помогает Захарии объяснить яркий и красочный язык книги, которым он описывает посланные Богом видения. Захария регулярно спрашивает о значении разнообразных символов и образов, проливая свет на Божью весть, которая в противном случае могла бы остаться непонятой (Зах.1:9, 19, 21; 2:2, 4, 11–12; 5:6, 10; 6:4).

Бог прибегает к видению как средству откровения по разным причинам, вот основные из них:

1) видения по природе своей космичны и универсальны;

2) часто символика, характерная для снов и видений, необходима для передачи «истории», которая еще не случались;

3) сны и видения хранят тайну Божьего откровения;

4) иногда сон или видение необходимы как средство «шоковой терапии» в отношении жестокосердных слушателей;

5) необычная природа сна или видения гарантирует исполнение Божьего слова.

Вероятно, в случае Захарии справедливо последнее, так как его обращение к Иерусалиму после изгнания в значительной степени состояло из ободрений и увещеваний.

В своих видениях и пророчествах Захария прибегает к широкому спектру библейских образов и символов, в художественном отношении соперничая с такими главными пророками, как Исаия, Иеремия и Иезекииль. Далее мы лишь перечислим некоторые из образов, которыми изобилует Книга Захарии.

«Рога», упоминаемые во втором видении (Зах.1:18–21), – частый апокалиптический мотив, символизирующий народы или царей, иногда с конкретными указаниями (напр., большой рог козла символизирует Александра Великого, Дан.8:5, 8), но здесь это лишь общее указание на древние «сверхдержавы».

«Землемерная вервь» в третьем видении (Зах.2:1–5; см. также Зах.1:16) означает благословение Божье и расширение Иерусалима, возможно, намек на обещание такого расширения в новом завете, о котором провозглашал Иеремия (Иер.31:39; см. также Откр.21:15–17, где ангел с вервью {тростью} осматривает новый Иерусалим).

Захария упоминает два важных библейских символа духовного очищения: смену одежды в четвертом видении (Зах.3:1–5; см. также Ис.61:10; Откр.6:11; 7:9, 13–14) и источник (Зах.13:1; см. также Пс.35:10; 67:27; Иер.2:13; 17:13; Откр.21:6).

Серия видений у Захарии начинается (Зах.1:7–17) и завершается (Зах.6:1–8) упоминанием о всадниках на лошадях разных мастей, бегущих по земле. Эти небесные вестники патрулируют землю и докладывают о событиях Богу, что зримо указывает на Его высшую власть (см. Откр.6:2, 4–5, 8, где военный мотив божественного суда связывается с этими всадниками).

Венец в Библии – символ царской власти (напр., Пс.88:20–21) или даже искупления (Ис.62:3; Иак.1:12; 1Пет.5:4; Откр.2:10), но в Зах.6:11, 14 корона дается Первосвященнику Иисусу – что указывает метафорически на слияние должностей царя и священника в Иерусалиме после изгнания и предвещает служение Мессии (Пс.109:4; см. также Евр.7:11–28).

Довольно необычное символическое действие, хватание за полу одежды (Зах.8:23), указывает на полную зависимость и часто бывает актом отчаяния со стороны хватающегося (Ис.4:1; см. также впечатляющую историю о больной женщине, которая дотронулась до края одежды Иисуса в надежде на исцеление от хронического кровотечения, Мф.9:19–22).

Один из наиболее известных мессианских образов у Захарии – это царь Иерусалима, который с триумфом въезжает в город на осле, символе смирения и мира в библейском мире (см. Мф.21:2, 5, 7; Ин.12:15).

Образ пастуха и стада, часто встречающийся у ветхозаветных пророков, доминирует в пророчествах Захарии (Зах.9–13). Особенно важно упоминание о поражении пастуха и рассеянии овец, еще одном мессианском отрывке Захарии, исполнившемся в жизни «доброго пастыря» Иисуса (Ин.10:11; Евр.13:20; Откр.7:17; см. также Мф.26:31; Мк.14:27).

Самый яркий момент в мессианских пророчествах Захарии – это предсказание о том, что дом Давида однажды признает Того, «Которого пронзили» (Зах.12:10) – упоминание о распятии Иисуса, согласно Новому Завету (Ин.19:37; Откр.1:7), метафора спасительной веры, согласно которой лишь те, кто признает свое участие в «пронзении» Христа своим личным грехом, смогут примириться с Богом (Рим.5:6–11).

Заключительная глава, Зах.14, содержит ряд образов, особенно царской власти Бога – заключительная тема Ветхого и Нового заветов (Зах.14:16; Откр.22:3); а также там присутствует образ света, символ славного присутствия Бога с Его народом по всей Библии (Зах.14:7; Откр.21:5; см. также Пс.26:1; 35:10; Ин.8:12; 1Ин. 1:5).

Аггей и Захария были пророками, дополнявшими друг друга после изгнания. Аггей был призван побуждать Божий народ к восстановлению иерусалимского храма. Захария призывал общину к покаянию и духовному возрождению. Его основной задачей было подготовить людей духовно к правильному поклонению и служению в храме, когда строительство будет завершено. После тщательного прочтения видений Захарии становится ясно, что он не просто развивал темы, уже затронутые Аггеем. Как отмечает Болдуин: «Если Аггей был строителем, ответственным за создание здания нового храма, то Захария был скорее художником, добавлявшим к строению новые окна, с их символикой, радостью и светом» (Baldwin, 59).

См. также: КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ; ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ.

Библиография:

J.Baldwin, «Zechariah» // Haggai, Zechariah, Malachi (TOTC; Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1972) 59–208.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle