Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга пророка Михея

(Micah, book of)

Основная тема пророчеств Михея – обличение и восстановление. Композиционно книга построена на трех увещеваниях слушать и внимать (Мих.1:2; 3:1; 6:1), и в каждом разделе автор следует аналогичной, но не строго идентичной схеме предупреждения, прорицания суда и спасения.

В наиболее четком виде эта схема представлена в главах 1–2 и 6–7: двойное предупреждение Михея в Мих.1:2–7 (картина судебного заседания) и Михею в Мих.1:8–16 (плач) с последующими прорицаниями горя (Мих.2:1–5), суда (полемика, Мих.2:6–11) и спасения (Мих.2:12–13), и, параллельно, двойное предупреждение Михея в Мих.6:1–8 и в Мих.6:9–16 с последующими прорицаниями горя (плач, Мих.7:1–7), суда (полемика, Мих.7:8–13) и спасения (молитва, 7:14–17; гимн, 7:18–20). Центральная часть менее систематизирована. Хотя раздел открывается обычным двойным предупреждением (Мих.3:1–4, 5–7) с последующими прорицаниями суда (Мих.3:8–12) и спасения (Мих.4:1–5), затем следует череда пророчеств о суде и освобождении (Мих.4:6–13; 5:1–5а; 5:56–9; 5:10–15), связанных с темой остатка (Мих.5:8).

Михей в основном пользуется демотическим (простонародным), по определению Нортропа Фрая, языком. Это речь простых людей с использованием повседневных образов. Пророк говорит о рождении и смерти (Мих.4:9–10; 5:2–3; ср. Мих.3:2–3), о конях и колесницах (Мих.5:10), о городах и странах (Мих.7:12), о поклонении в храме и об идолопоклонстве, волшебстве и блудодействе (Мих.1:7–8; 5:12–14; 6:6–7), о разрушении и захвате в плен на войне (Мих.1:9–16; 3:12; 4:10–13; 6:16; 7:8–13). Следует особо отметить образы общественной несправедливости (Мих.2:6–11; 3:1–3; 6:9–12; 7:4–6) и ее распространения на всех уровнях (Мих.2:1–2, 6, 9–11; 7:3). Все это сопровождается выражением печали, исходящей из страдающего сердца пророка: «Об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный, выть, как шакалы, и плакать, как страусы» (Мих.1:8). Мысль совершенно ясна: несправедливость должна быть преодолена справедливостью, проявлением милости и смиренным хождением с Богом.

Тональность всех пророчеств Михея – пасторальная. Иносказания наполнены видами и звуками природного и сельского мира. Пророк привлекает внимание к горам (Мих 1:3–4; 3:12; 6:1–2; 7:12) и долинам (Мих.1:4, 6); к заходу солнца и тьме (Мих.3:6); к земле, морю и льющейся воде (Мих.1:4; 7:12–13, 19); к ливню и росе на траве (Мих.5:7); к полям и домам (Мих.2:2; 3:12); к оралам и серпам (Мих.4:3); к разведению оливок и винограда (Мих.1:6; 6:15); к сбору летних плодов и уборке винограда (Мих.7:1); собиранию снопов на гумне (Мих.4:12–13); к терновнику и колючей изгороди (Мих.7:4) и к таким созданиям, как шакалы и страусы (Мих.1:8), а также змеи и черви (Мих.7:17).

Язык Михея отличается широким разнообразием литературных приемов. Среди них можно отметить сравнения (Мих.1:8; 2:8, 12; 3:12; 4:10; 5:7–8; 7:1), метафоры (Мих.2:13; 3:2–3; 5:3–4; 7:8–9) антропоморфизмы и антропопассионизмы (Мих.7:18–19), апострофы (Мих.4:11; 6:3–5; 7:8, 10, 15–17), диатрибы (Мих.3:11), гипокатастасисы (Мих.4:8) и риторические вопросы (Мих.2:7; 4:9; 6:6–7, 10–11; 7:18). Один из таких приемов, более очевидный в еврейском тексте, выражается в сочетании созвучия и аллитерации. Например: «В селении Офра [то есть «дом пепла»] покрой себя пеплом» (Мих.1:10).

Книгу пронизывают несколько важных тем. Особое значение имеют образы гор как места действия и свидетелей Божьих дел (Мих.1:4; 3:12; 4:1–2; 6:1–2; 7:12), остатка (Мих.4:6; 5:8) и восстановления Божьего народа (Мих.4:1, 6–7; 5:10; 7:7–15; ср. Мих.2:12–13). Бог рассматривается прежде всего как Царь, Который может быть вынужден наказывать Свой народ, но, тем не менее, восстановит его и будет властно править им в годы великого мира и благополучия (Мих.2:13; 4:1–5, 6–8; 5:2–4; 7:11–12, 18–20).

Следует также подчеркнуть использование Михеем таких известных мотивов, как обращение-ответ (Мих.3:4), закрытое лицо или рот (Мих.3:4, 7) и виноградная лоза и смоковница (Мих.4:4). Особенно важное место занимает тема пастыря (ср. Мих.5:5–6). Образ Бога как Пастыря Израиля – характерная черта пророчеств о спасении. Добрый Пастырь соберет наказанных и рассеянных овец и приведет их как стадо на безопасное пастбище и в Свой загон (Мих.2:12–13:4: 6–8). Поэтому у пророка есть твердое упование (Мих.7:7), что, объявляя о нынешнем суде над Израилем, он может также заявить о Божьем прощении (Мих.7:18–19) и обильном обеспечении (Мих.7:14) в соответствии с извечными условиями Авраамова завета (Мих.7:20). Таким образом, обличение становится источником восстановления и конечных благословений.

См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle