Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга пророка Наума

(Nahum, book of)

Литературное мастерство Наума недооценивается. В частности, он в той же мере владеет поэтическими приемами, метафорами и сравнениями еврейского языка, как и его более восторженно воспринимаемые собратья-пророки Исаия и Михей, однако тема его пророчества в целом – разрушение ассирийского города Ниневии – не выглядит привлекательной или достаточно важной для современных читателей. Это прискорбно, ибо представление Наума о Боге имеет такое же значение сегодня, какое имело всегда.

Короткое пророчество Наума начинается со славословия Бога как Небесного Воителя, пришедшего спасти Свой народ и уничтожить его врага (Наум.1:2–8). Образ Небесного Воителя встречается во многих местах Ветхого и Нового Заветов. Здесь он сопровождается изображением Бога, Который шествует в бой на облаке (Наум.1:3), иссушает хаотические воды моря (Наум.1:4) и сотрясает весь природный мир (Наум.1:5). Бога победить невозможно, и пророчество, направленное конкретно против жестокого города Ниневии, распространяется на всех, кто пытается сопротивляться Богу во все времена.

Свой поэтический талант Наум использует для высмеивания врагов Бога. Он называет их львами без логовищ, неспособными удовлетворить свою страсть к добыче (Наум.2:11–13). Такой образ Ниневии не случаен – есть ассирийские хроники, в которых сами ассирийцы характеризуют свою силу и безжалостность как львиную. Веком раньше Исаия использовал образ льва применительно к Ассирии, чтобы вызвать страх у израильской аудитории (Ис.5:26–30). В параллельном отрывке (Наум.3:4–7) Наум сравнивает Ниневию с чародейкой, особенно искусной в приготовлении любовного зелья. Она показана блудницей-чародейкой (см. БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ), годами соблазнявшей народы союзом с собой, а затем эксплуатировавшей их. Эта колдунья теперь подвергается публичному позору. Кроме того, о Ниневии говорится как о саранче – насекомом, которое тучами опускается на плодородные районы и пожирает в них все дочиста (Наум.3:14–17).

Этот враг, Ниневия, мертвой хваткой вцепился в мир, в Божий народ в частности. При изображении угнетения, которому подвергается Божий народ от руки Ниневии, Наум использует образ ярма (Наум.1:13). Поэтому Бог покарает и разрушит этот город. Божий суд описывается как огонь, пожирающий солому (Наум.1:10) или как поедание спелых плодов смоковницы (Наум.3:12). Ниневия изопьет чашу суда, от которой опьянеет и исчезнет (Наум.3:11).

Наум доносит яркое пророчество с помощью захватывающих образов. Наряду с резким обличением врагов Бога, в книге выражается милость и сострадание к Его народу. Иными словами, Книга Наума не все рисует в мрачном свете и побуждает нас смотреть на горы, где мы видим «стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум.1:15).

См. также: НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.

Библиография:

Т. Longman III, «Nahum» //The Minor Prophets, ed. Т. E. McComiskey (Grand Rapids: Baker, 1993) 765–830.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle