Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга пророка Осии

(Hosea, book of)

Пророчество Осии вращается вокруг темы верности и неверности. Неверность Израиля выполнению завета с Богом Осия сразу же показывает на собственном символическом примере брака с неверной Гомерью. Как Гомерь оказалась непостоянной в своих отношениях с мужем, так же повел себя и Израиль, оставивший своего небесного мужа (baʿal) ради другого бога (Baʿal, Ос.2:16–17). Как Гомерь блудодействовала, отчуждая себя тем самым от мужа, так же неверный Израиль находился в опасности быть отделенным от Бога. Даже дети, родившиеся от этого брака Осии, символизировали Божье порицание Израиля: Изреель, имя, связанное одновременно с местом, символизировавшим неверность царей выполнению Божьего поручения (4Цар.9:7–10:28), и с грядущим пленением Израиля, «Бог рассеет» (Ос.1:4–5); Лору хама, «непомилованная» (Ос.1:6), и Лоамми, «не Мой народ» (Ос.1:9–11). И как Осия взял в жены Гомерь, так же единственная надежда Израиля заключалась в искупляющей любви Бога к Своему непостоянному народу (Ос.1:1–5).

Композиционно тема брака в первых трех главах построена по типичной схеме параллелизма с обратным расположением составных частей: брак и воссоединение (Ос.1:2–9; 3:1–5), возобновление завета (Ос.1:10–2:1; 2:14–23), суд над Израилем (Ос.2:2–4, 9–13) и в середине – осуждение блудодейства (Ос.2:5–8). Перед конечным заявлением (Ос.14:10) мы видим серию пророчеств о суде (Ос.4–8), каждое из которых начинается с настоятельного призыва: «слушайте» (Ос.4:1), «вострубите» (Ос.5:8), «трубу к устам твоим!» (Ос.8:1), а также двойной ряд пророчеств, которые хоть и предупреждают о суде, в то же время убеждают Израиль исправить свои пути: «не радуйся» (в своей духовной неверности, Ос.9:1), но «обратись» (к Господу, Ос.14:2).

Духовное состояние Израиля характеризуется, по меньшей мере, пятнадцатью словами, относящимися к понятию греха, а также использованием таких значимых тем, как блуд (Ос.1–3; Ос.4:14–15, 18; 5:3–4; 6:10; 7:4; 8:9; 9:1), завет (Ос.2:18; 4:2; 6:7; 8:1–14; 9:11; 10:3; 14:1) и идолопоклонство (Ос.4:10, 17; 8:4–6, 13–14; 9:10, 15; 10:5; 11:2; 12:11). Израиль нуждается в покаянии (Ос.2:14; 3:5; 5:6; 6:6–7; 7:8–10; 14:4–6) и в подлинной праведности (Ос.10:12; 12:6; 14:9), если он хочет изменения духовного состояния, которое символизируется тремя детьми (Ос.2:23).

В ряде случаев обвинение Бога против Израиля Осия излагает в манере, приближающейся к терминологии судебных заседаний (Ос.4:1–4, 15; 5:1, 5, 7; 8:1, 12–13), но чаще для иллюстрации своего послания он, как Амос и Михей, пользуется знакомыми образами из природного и сельскохозяйственного мира. Он говорит о земле и небе (Ос.2:21–23), солнце (Ос.6:3) и раннем и позднем дожде (Ос.6:3–4); о диких (Ос.2:12,18; 4:3; 5:14; 7:11–12; 8:9; 11:10–11; 13:7–8) и домашних животных (Ос.4:16; 5:6; 10:11); о вспаханных полях (Ос.12:11; ср. Ос.10:12), севе (Ос.2:23; 8:7; 10:12–13) и жатве (Ос.6:11), о сельскохозяйственных продуктах полей (Ос.2:9), виноградной лозе и плодовом дереве (Ос.2:12, 15; 9:2, 10; 10:1), погибших деревьях (Ос.9:16) и диких или ядовитых растениях (Ос.2:6; 9:6; 10:4, 8). Все это вплетается в яркое пророческое полотно с использованием образных литературных приемов. Особенно выразительные сравнения (Ос.2:3; 4:16; 5:10, 12–13; 8:9; 9:10; 10:4, 7, 10–11; 13:3) и метафоры (Ос.9:8; 10:11) соединяются в контекстуальной взаимосвязи.

Особенно колоритными выглядят пророчества о суде в Ос.5–7. Здесь вожди Иудеи обличаются как люди, вероломно передвигающие межевые столбы (Ос.5:10), а священники сравниваются с кровавыми разбойниками (Ос.6:9). В духовном плане любовь Израиля к Богу изображается столь же быстротечной, как утренний туман и ранняя роса (Ос.6:4), а его политическое поведение столь же непредсказуемо, как поведение глупого голубя, порхающего от одной мировой державы к другой вместо того, чтобы положиться на Бога. Израиль проявил себя столь же ненадежным, как неверный лук, из-за неверности которого лучник промахивается (Ос.7:16). К сожалению, подобно человеку, чьи волосы постепенно седеют, или не перевернутому хлебу, который вот-вот подгорит (Ос.7:7–9), Божий народ как будто бы не замечает смертельной опасности. Поэтому Бог произведет суд, который поглотит неверный народ с такой же неизбежностью, с какой поедает свою пищу голодная моль или червь (Ос.5:12) или с какой охотник ловит птиц в свою сеть (Ос.7:12).

Ярким примером художественного мастерства Осии служит умелое использование литературных образов для иллюстрации духовного положения Израиля. Бог показан верным Мужем Израиля – Своей неверной жены (Ос.2:2, 16, 19–20; 3:1–5; 9:1) и матери Своих израильских детей (Ос.2:2, 5; 4:5), а также Отцом непостоянного сына (Ос.11:1–3). Кроме того, Бог – Искупитель Израиля, выведший Своих детей из Египта (Ос.11:4; 12:9; 13:4), заботившийся о них в пустыне (Ос.13:5), поселивший их в земле обетованной и благословивший их изобилием продуктов, таких как зерно, вино и елей (Ос.2:8). Но вместо благодарности за это Израиль отвернулся от Него (Ос.7:14), и в результате Бог должен взять назад эти проявления Своей доброты (Ос.2:9). Ассирийский восточный ветер, за которым так гонялся Израиль (Ос.12:1), окажется захватническим ветром, посланным Богом (Ос.13:15) для сбора урожая суда (Ос.6:11).

Но, несмотря на все это, у Израиля есть надежда. Бог действительно должен сурово наказать Свой народ, но Небесный Исцелитель перевяжет его раны (Ос.6:1). Используя привычный образ третьего дня (Ос.6:2), Осия заверяет читателей, что Бог оживит их и вернет хлеб, вино и масло, символизирующие Его благословение верного народа (Ос.2:20; 14:8).

См. также: БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ; ЗАВЕТ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle