Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга пророка Софонии

(Zephaniah, book of)

Как и Иоиль, Софония посвящает свою книгу теме дня Господня. Его послание затрагивает два основных момента: 1) грядущий день суда над грехами против Бога и человечества, суда, который коснется всех народов, в том числе собственного народа Божьего завета, и 2) очищение от греха, когда искупленные всех народов вместе с воссоединенным Израилем будут служить Богу и наслаждаться Его благословениями.

Очевидно, что Софония является наследником Иоиля, не только в основной теме, но и в подробностях грядущего суда (напр., ср. Соф.1:14–18 с Иоил.2:1–11). Как Иоиль, Софония прекрасно знаком с темами, которые связаны с днем Господним: безнадежная развращенность общества (Соф.1:8,10–13, 18; 3:5), ложное поклонение (Соф.1:4–6,9; 3:2, 4), необходимость покаяния (Соф.1:10; 2:1–3) и напоминание о любви Бога к Его народу (Соф.3:14–17), которая требует смирения, веры и верности (Соф.2:3; 3:12). Кающийся народ может надеяться на возрождение (Соф.3:8–10) и вечное счастье (Соф.3:13–20).

Хотя для Книги Софонии не характерна такая литературная утонченность, как для некоторых других пророков (напр., для Исаии, Наума), нельзя назвать ее лишенной художественных достоинств. Помимо пророчеств о суде и спасении и наставлений, мы находим здесь предсказания горя (Соф.2:5–7; 3:1–7), плач (Соф.1:10–11) и даже игру слов, основанную на парономазии: Газа (ʻazza) будет заброшена (ʻazyba), а Екрон (ʻeqron) – уничтожен (teʻaqer) Соф.2:4). Присутствует также несколько литературных приемов, таких как антропопоэя (Соф.1:4, 12–13), меризм (Соф.1:12), метафора и уподобление (Соф.1:7; 2:2, 9; 3:3, 13) и синекдоха (Соф.1:16; 3:16). Особенно красочно описание Бога, Который, подобно древнему мудрецу Диогену, идет по Иерусалиму со светильником в руке и ищет тех, кто живет с чувством ложной безопасности (Соф.1:12).

Наиболее знаменитый эпизод из Книги Софонии – это яркое описание дня Господня в Соф.1:14–18. Это эсхатологическое пророчество часто цитируют благодаря его апокалиптическим качествам: космический размах; божественное вмешательство, вызывающее катаклизмы на земле; использование гипербол. Хотя Софония пишет в стиле, предвосхищающем более развитые апокалипсисы позднего иудаизма, он не столь пылок и избыточен в плане слога и образности. Более того, темы и слова, используемые им, часто встречаются и в других эсхатологических пророчествах. Софонию интересует не столько будущее, которое врывается в настоящее, сколько развитие высшего и упорядоченного Божьего замысла истории, ведущее ее к спланированному завершению.

Вероятно, самая яркая отличительная черта пророчеств Софонии – его склонность к повторам, игре слов и использовании аллюзий. Последнее наиболее важно. Софония сравнивает грядущий суд с уничтожением всего живого во времена великого потопа (Соф.1:2–3). Казни, которые приводятся здесь, перечислены в обратном порядке по сравнению с процессом сотворения: сначала истребится человечество, затем звери, птицы, морские существа (см. Быт.1:20–27). Говоря о разрушении филистимских городов (Соф.2:4–7), Софония сочетает игру слов с метафорическим изображением покинутой женщины, драматически подчеркивая неизбежность их участи.

Самый смелый штрих книги – это Соф.3:9–10. Здесь пророк обращается к древнему хананейскому преданию, рассказывающему о временах, когда Ваал был отдан Йамму в качестве слуги и дани:

Раб твой Ваал, о Йамму,

Раб твой Ваал навеки,

Сын Дагона – твой пленник,

Он будет принесен тебе в дань.

Аллюзия становится понятна, если принять во внимание слова угаритского эпоса, которые использует Софония: слуга/раб, нести и дань/дары. Как Ваал был слугой Йамму и нес ему дары, так обращенные язычники «все призовут имя Господа», будут «служить Ему единодушно», будут Его «поклонниками», которые принесут «рассеянных» (иудеев) Ему в дар.

См. также: ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle