Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пророк, пророчица

(Prophet, prophetess)

Пророк – видная фигура в Ветхом Завете. Между личностями и служениями конкретных пророков существуют значительные различия: неистовый и несколько замкнутый Илия (3Цар.17–19), по-пастырски чувствительный Елисей (4Цар.4), Амос с развитым чувством социальной справедливости, мудрая правительница Девора (Суд.4–5), известная пророчица-богослов Олдама (4Цар.22), выдающийся придворный Исаия, печальный провидец Иеремия, уведенный в плен священник Иезекииль – это имена лишь некоторых из них. Но несмотря на все различия, этих людей объединяет четкое осознание роли пророка. Такие пророки как Илия и Елисей предстают смелыми личностями в посвященных им рассказах. Безликими не выглядят даже пророки, оставившие «классическое» литературное наследие, и хотя нам почти не известны подробности их жизни, их индивидуальность так или иначе проявляется. Любопытно отметить, что, хотя среди пророков намного больше мужчин, чем женщин, вопрос о половой принадлежности никогда не поднимается. К статусу пророчицы не относятся как к чему-то неприемлемому или низшему по положению, наоборот, присутствие женщин рассматривается как само собой разумеющееся, как и их способность внимать Богу и говорить от Его имени.

Пророк – это человек, близкий к Богу. От него ожидается, что он способен различать мысли Бога о конкретной ситуации, Его отношение к поведению людей в прошлом, Его требования к ним в настоящем и Его действия в будущем. Пророк – это живой пример проницательности, посвящения, святости и преданности (Втор.18:15–22; 4Цар.4:9). Пророк – это человек, обладающий особым призванием видеть или слышать, что говорит Бог, переживать это и провозглашать окружающим его людям. Пророк отделяется, призывается и посылается Самим Богом (Иер.1:5; 7:25; Евр.1:1).

Пророков можно охарактеризовать как помазанных, и в их посланиях часто присутствует элемент крайней настоятельности; они настолько остро воспринимают свое послание или свою миссию, что не могут сдерживать себя. Поэтому пророк служит напоминанием, что у Бога есть определенные намерения в отношении людей, что Бог предъявляет людям определенные требования, что Бога заботят их дела и главное, пожалуй, что Бог действительно хочет общаться с ними.

Людей, которых мы относим к широкой категории «пророков», в разные времена и в разных местах израильской истории называли по-разному: «прозорливец» (roʾeh, напр., 1Цар.9:9, 11, 19; Ам.7:12 {«провидец»}), «пророк» (nabi, напр., Быт.20:7; Втор.34:10; Ос.6:5), «провидец» (hozeh, напр., 2Пар.19:2; 33:18 {в обоих случаях «прозорливец»}), «раб Господень» (Ис.20:3; 42:19; 49:5; 50:10), «человек Божий» (1Цар.2:27; 3Цар.13; 20:28), «сын человеческий» (Иез.2:1, 3, 6, 8 и т.д.). Еврейские слова roʾeh, nabi и hozeh иногда используются в явно различных значениях (1Пар.29:29), а иногда – в сходных. Историческая реальность и социальные условия, лежащие в основе смысла этих названий, представляют собой сложные и комплексные явления и служат предметом обширных исследований. В этой статье мы ограничимся рассмотрением наиболее характерных образов, связанных с общей категорией, которую мы называем «пророком» или «пророчицей».

Призвание пророков. В некоторых случаях, чтобы представить доказательство истинности своего пророческого звания, пророки рассказывают об обстоятельствах своего призвания, произошедшего при встрече с Богом. Амос вспоминает, что он занимался своими делами, когда вмешался Бог: «Я – не пророк и не сын пророка; я был пастух, и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: “иди, пророчествуй к народу Моему Израилю”» (Ам.7:14–15).

Один из самых выразительных рассказов – рассказ о призвании Исаии, который напоминает нам, что некоторых пророков лучше всего рассматривать как представителей небесного двора. Призвание Исаии произошло в храме, но в ходе его пророк был перенесен к небесному престолу:

Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном,

и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы;

у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое,

и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф!

вся земля полна славы Его!

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих,

и дом наполнился курениями (Ис.6:1–4).

Небесный Царь совещался со Своим советом: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?». Исаия ответил: «Вот я, пошли меня» (Ис.6:8). И он был послан для выполнения миссии к ожесточившемуся Израилю: «Пойди...» (Ис.6:9–13).

У Иеремии записано не столь провидческое призвание. К нему обратился голос:

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя…

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь:

вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами,

чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать,

созидать и насаждать (Иер.1:5, 9–10; ср. Ис.49:1, 5).

Но наиболее впечатляющей и даже странной для современного читателя выглядит встреча с Небесным Царем Иезекииля. Описание построено на образах подобия. При реке Ховаре в Вавилоне «отверзлись небеса, и я увидел видения Божии» (Иез.1:1):

И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь,

и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня;

и из средины его видно было подобие четырех животных (Иез.1:4–5).

Затем начинается фантастическое описание устройства, передвигаемого Ангельскими существами, с колесами в колесах, некого подобия колесницы с престолом, которое будет завораживать воображение последующих поколений иудейских мистиков, желавших подняться на небо и предстать пред Божьим престолом. Крылья небесных созданий издавали «как бы шум многих вод... как бы шум в воинском стане» (Иез.1:24). Иезекииль увидел «подобие славы Господней» (Иез.2:1), пред которой он пал ниц. Затем звучный голос с престола дал ему поручение:

«Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою…

сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым,

людям непокорным, которые возмутились против Меня;

они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня» (Иез.2:1–3).

В Новом Завете Павел пережил призвание Небесного Господа, сравнимое по величию с этими классическими пророческими призваниями. На дороге в Дамаск его остановил «свет с неба» и голос с неба, давший ему поручение как рабу и как свидетелю перед народами (Деян.9:1–6; 22:4–16; 26:9–18). Вторя рассказу о призвании Иеремии, Павел сказал:

«Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший

благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего,

чтобы я благовествовал Его язычникам» (Гал.1:15–16).

Пророки Духа. Пророки – это люди, испытывающие необычайное воздействие Божьего Духа. Саул демонстрировал аскетический образ жизни, которого, по-видимому, ожидали от пророков того времени. У Гивы Саул встретил процессию пророков, на него сошел Дух, и он начал пророчествовать. Но очевидцы удивились: «Неужели и Саул во пророках?» (1Цар.10:10–11). Ниже читаем: «И на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал не одетый; поэтому говорят: “неужели и Саул во пророках?”» (1Цар.19:23–24).

Елисей позвал гуслиста, чтобы он играл ему, и когда тот играл, «рука Господня коснулась Елисея» (4Цар.3:15). Этот образ пророка как человека, охваченного Духом, выражается по-разному: «Была на Илии рука Господня» (3Цар.18:46); Исаия говорит, что Бог возложил на него Свою «крепкую руку» (Ис.8:11), а в случае с Иезекиилем «была на нем рука Господня» (Иез.1:3; 3:14). Еще более впечатляющим выглядит перемещение Иезекииля Духом с места на место. «И поднял меня дух» (Иез.3:12), или «и взял меня за волоса головы» (Иез.8:3). В более спокойном тоне Исаия пишет: «Дух Господа Бога на Мне» (Ис.61:1; ср. Лк.4:18, 21).

Пророки видения. Больше всего, пожалуй, с пророком связывается образ прозорливца, провидца, сновидца, предсказателя будущего. Иноземный пророк Валаам, получивший пророческую силу от Яхве, когда Валак нанял его для проклятия Израиля, выразил одну из граней образа пророка как провидца. Предваряя свое прорицание, он сказал:

Говорит Валаам, сын Веоров,

говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии,

который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его (Чис.24:3–4).

Ссылки на видения можно найти у Исаии, Иезекииля, Авдия, Михея и Наума, обычно в начале всего записанного ими пророчества. Но среди ветхозаветных пророков самые поразительные видения, получившие определение апокалиптических, записаны у Даниила и Захарии. Эти видения крайне символичны. Когда Даниил увидел в своем видении четырех ужасных разнородных зверей (см. ЧУДОВИЩА), выходящих из моря, и «как бы Сына человеческого», шедшего «с облаками небесными» (Дан.7:1–14), это потребовало объяснения ангельского истолкователя (Дан.7:15–27). В видении выражалась история четырех злых и отвратительных империй и оправдания народа Божьего, Израиля, подлинного человечества. Наряду с провидческим даром, Даниил обладал также даром истолкования снов, отличавшим израильских мудрецов (Дан.2; 4). Захария получил ночью символические видения, связанные с восстановлением Иерусалима после плена (Зах.1–4). В Новом Завете Иисус рассказал о видении сатаны, падшего «с неба, как молния» (Лк.10:18; см. НИЗВЕРЖЕНИЕ САТАНЫ), когда семьдесят учеников вернулись после успешного выполнения своей миссии. В этом образе пророка как провидца подразумеваются необычайный дар и призвание видеть мир и происходящие в нем события в ином измерении, выходящем далеко за рамки обычного человеческого опыта наблюдений и даже сновидений. Но Иеремия показывает нам, что заявление о способности получать видения – не такой уж редкий случай, как думают некоторые:

Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон;

а у которого – Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно.

Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.

Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь,

и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иер.23:28–29).

Пророки слова. Как напоминает нам Иеремия, пророки тесно связаны со словом Божьим. Бог говорил с Моисеем «устами к устам... а не в гаданиях» (Чис.12:8), и когда Бог обещает воздвигнуть пророка, подобного Моисею, Он вкладывает Свои слова в его уста (Втор.18:15–18). Классическим вступлением к словам пророка служит выражение «Так сказал Господь». Амос начинает свое послание словами: «Теперь выслушай слово Господне» (Ам.7:16). Бог обязал Иеремию говорить все, что Он повелевает ему, а затем простер Свою руку, коснулся его уст и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер.1:7, 9). Позднее Иеремия сказал: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер.15:16). О Иеремии и Иезекииле читаем, что к ним «было слово Господне» (напр., Иер.1:2, 4; Иез.1:3). Пророчествуя, пророк «изрекает» слово (напр., Ис.13:1). Пророков с их упором на слово Господне можно причислить к самым выдающимся выразителям слова в Библии. Они поэты в той же мере, что и псалмопевцы, и обладают несравненным мастерством в использовании образных приемов. Амос приковывает наше внимание начальными словами своего пророчества:

Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима,

– и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила (Ам.1:2).

А изображенная Исаией панорама нового творения завораживает наше воображение:

Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому,

а для змея прах будет пищею:

они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей,

говорит Господь (Ис.65:25).

Лжепророки. Лжепророки, как мужчины, так и женщины, встречаются в Библии повсеместно (Иер.23:9–40; Мих.2:6–11). Это не пророки чужих богов или лжебогов, которые тоже существуют, а те, кто говорит якобы за и от имени Бога Израиля, но не доносит Его слово и не выражает Его волю. Они представляют в Израиле тех, кто относится к Богу так, как будто Им можно манипулировать или управлять, или тех, кто пытается найти способ обеспечить религиозную поддержку своим алчным и аморальным делам. Образы этих лжепророков весьма колоритны. Они рады говорить: «Я буду проповедовать тебе о вине и сикере» (Мих.2:11). Они «предвещают за деньги» (Мих.3:11); если кто-то кормит их, они «проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (Мих.3:5). Исаия хорошо знал «пророков-лжеучителей» (Ис.9:15).

Пророки символических действий. Иногда пророки призываются воплотить свое послание или выразить его символическими делами. Брак Осии с неверной Гомерью символизировал заветные отношения Бога с неверным Израилем. Символические имена носили даже его дети: Лорухама, «Непомилованная», и Лоамми, «Не Мой народ» (Ос.1:6, 9). Одного сына Исаии звали Шеарясув, «Остаток возвратится» (Ис.7:3), а другого Магер-шелал-хаш-баз, «Спешит грабеж, ускоряет добыча» (Ис.8:1–4). Исаия «ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии» (Ис.20:3). Иеремия купил участок земли в знак доверия, что Бог восстановит Израиль на земле после плена (Иер.32:6–15). А Иезекииль получил указание сделать макет осажденного Иерусалима и лежать на левом боку 390 дней и на правом боку 40 дней за грехи дома Израилева и дома Иудина соответственно. Он приготовил себе пищу, символизировавшую пищу в осажденном городе (Иез.4:1–13). В другом случае он разыграл переселение Иерусалима в плен (Иез.12:1–7). В свете этой пророческой традиции следует понимать проклятие Иисусом смоковницы и Его действия в храме, символизировавшие грядущее разрушение храма (Мк.11:12–21). Павел, считавший себя продолжателем пророческого предания (см. выше), без сомнения, рассматривал апостольские страдания и испытания как физическое выражение своего богословия креста (напр., 2Кор.4:8–9; 6:4–5; 11:23–29; 12:10). Он был «гоним за крест Христов» и нес на теле «язвы Господа Иисуса» (Гал.6:12, 17), под которыми он, вероятно, имел в виду перенесенные им бедствия и наказания ради Евангелия.

Отвергнутые пророки. Пророки олицетворяли вызов народу, напоминание о необходимости слушать Бога и повиноваться Ему. Этот пророческий вызов не раз глубоко возмущал людей, которым не нравились напоминания о собственных неудачах. Им хотелось думать, что Бог на их стороне. Пророки же затрудняли веру этих людей в то, что они сами и их поведение получают одобрение Бога. Реакция выражалась в попытках заставить пророков замолчать или, хуже того, в гонениях и убийствах (3Цар.18:4, 13; Неем.9:26; Иер.11:21; Мих.2:6). Например, мы видим образы ста пророков, укрывшихся в пещерах от нечестивой Иезавели (3Цар.18:4, 13), и Иеремии, брошенного в грязную яму (Иер.38:6). Не удивительно, что пророки советовали: «Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас бесчестие» (Мих.2:6). Четыреста пророков предвещали победу царю, пожелавшему отправиться на войну, но высказать истину посмел только Михей, сын Иемвлая, который, по словам царя, «не пророчествует о мне доброго, а только худое» (3Цар.22:18). В Евр.11:32–38 говорится о пророках, которые «замучены были, не приняв освобождения... испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы... умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления... скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».

Образ отверженного пророка появляется в нескольких местах евангелий. Говоря об отвержении Израилем Его последователей, Иисус напоминает о том, как «поступали с пророками отцы их» (Лк.6:23; Мф.5:12). Он стенает: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» (Лк.13:34). В осуждении Иисусом фарисеев показан ряд образов преступлений Израиля против пророков: пророков избивали, а затем строили им гробницы; посланных Богом пророков убивали или изгоняли; с этого народа взыщется кровь всех пророков, пролитая от создания мира (Лк.11:47–50). Общее впечатление такое, что истинный пророк, посланный к Израилю, обречен на отвержение. Не удивительно поэтому, что Иисус, Который во многих отношениях походил на пророка (Лк.24:19), был отвержен в Назарете в полном соответствии с Его изречениями, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк.4:24) и что «не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк.13:33).

Пророки при царях и пророки – военные советники. Мы встречаем пророков в качестве друзей и врагов при царском дворе, принимающих участие в решении вопросов, связанных с военными действиями и международными делами. В Израиле пророки приобретают важное значение с установлением монархии. Выглядит так, будто Царю на Сионе потребовался независимый представитель небесного двора, который доносил бы волю Небесного Царя и обеспечивал верность израильского царя своему призванию или направлял его, когда он допускал ошибки. Но на Ближнем Востоке с царским двором пророки связывались повсюду. Они выступали в роли советников царя и выполняли другие задачи, как, например, пророк Валаам, которому моавитский царь поручил проклясть Израиль. Классические пророки Исаия и Иеремия имели доступ к царскому двору и к самому царю. Исаия, в частности, был придворным, хотя и мог встретиться с царем Ахазом в «конце водопровода верхнего пруда, на дороге к полю белильничьему» (Ис.7:3). Там он успокоил потрясенного царя относительно угрозы вторжения со стороны Израиля и Сирии: «Наблюдай, и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней» (Ис.7:4; ср. Иер.21:10; 37:16–21).

Еще более показательна сцена в 3Цар.22, где цари Израиля и Иудеи советуются с пророками, следует ли им нападать на Рамоф Галаадский. Четыреста пророков ответили утвердительно. Только один, Михей, сын Иемвлая, заявил: «Я изреку то, что скажет мне Господь» (3Цар.22:14). Эти слова стоили ему заключения в темницу и голодного пайка до возвращения царя с миром. (Увы, царь погиб в битве.) Тесно связанными с военной тематикой изображаются Илия и Елисей. Когда Илия вознесся на небо в огненной колеснице, Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4Цар.2:12). Эти слова повторил царь Иоас, когда Елисей умирал (4Цар.13:14). Смысл, вероятно, заключается в том, что эти две пророческие фигуры были тесно связаны с Небесным Воителем и защитой Израиля Его небесным Воинством. Именно Елисей неоднократно предупреждал царя Израиля о замыслах Сирийского царя, недаром слуга Сирийского царя сказал о Елисее, что он «пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей» (4Цар.6:12). Перед лицом сирийцев, окруживших город Дофаим, Елисей сохранял твердую уверенность, что «тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». Глаза слуги Елисея открылись, и он увидел то, что видел Елисей: «вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4Цар.6:17).

Классические пророки поражают компетентностью в международных делах. Разумеется, это вполне объяснимо, если они выступают в качестве представителей Небесного Царя, Который владычествует не только над Израилем, но и над всем творением. Так, мы видим множество пророчеств, касающихся разных народов, в которых отражается международная обстановка того времени. Пророческое внимание Исаии и Иеремии привлекают Ассирия, Вавилон, Египет, Ефиопия, Тир и Моав. Амос провозглашает суд над Дамаском, Газой, Тиром, Едомом, Аммоном и Моавом, прежде чем обратиться к внутренним грехам Иудеи и Израиля (Ам.1–2). Эта роль пророков придает им трансцендентное положение людей, наблюдающих с высокой башни за народами, окружающими Израиль и Иудею. Исаия вполне уместно использует образ пророка как стража, который не может пока сообщить ни о каких изменениях, но должен оставаться на посту:

Кричат мне с Сеира:

сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?

Сторож отвечает:

приближается утро, но еще ночь.

Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь, и приходите (Ис.21:11–12).

Ниже читаем о сторожах Израиля, возвышающих голос, увидев на горизонте возвращение Господа на Сион (Ис.52:8).

Пророческие школы. Образ пророка как одинокой фигуры, «гласа вопиющего в пустыне», не вполне точен. Саул, например, встретился с сонмом пророков (1Цар.10:10). У Илии, который раз за разом появлялся на сцене и проявлял себя смелым и решительным человеком, как и следовало ожидать, был ученик – Елисей, называвший его «отец мой, отец мой» (4Цар.2:12). Но еще более показательно, что Илия и Елисей были ведущими фигурами среди «сынов пророков» (4Цар.2:3, 5, 7, 15), которых насчитывалось не менее пятидесяти человек (4Цар.2:7). Исаия пишет о необходимости «завязать свидетельство» и запечатлеть откровение «при учениках Моих» (Ис.8:16). У Иоанна Крестителя, пророка в традиции Илии, были ученики (Мк.2:18; 6:29; Ин.1:35, 37; 3:22, 25), а Иисус, представлявший Себя пророком (помимо прочего), призывал учеников к Себе.

Будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Совершенно ясно, что, посылая пророков к Израилю, Бог оказывал ему честь и предоставлял дополнительную возможность услышать то, что должно было уже быть понятно благодаря включению в закон. Нежелание народа откликнуться на эту честь в конце концов привело к лишению ее (Мих.6:8; Пс.73:9; 1Цар.28:6; Зах.13:3–5). С последним пророком в этом ряду, Иоанном Крестителем, пророчество как будто отмирает совершенно. Иоанн символически сравнивается с Илией (Мф.17:9–13). Эти двое напоминают нам, каким образом пророки сохраняли мессианское предание. Была надежда что вслед за пророками прошлого, говорившими от имени Бога и рассказывавшими о Его вмешательстве в человеческую историю, в будущем появятся пророки, «подобные Моисею», которые станут предвестниками окончательного вмешательства Бога в дела Его мира, и, быть может, даже такой пророк, в Котором будет отражаться Бог без всяких искажений (Втор.18:15; Мф.16:14; Ин.1:21). Можно сказать, что вся история пророков, начиная с Моисея, представляет собой поиск еще одного пророка, «подобного Моисею». Им стал Иисус.

В ранней церкви ситуация выглядит несколько иной. Было по-прежнему важно, чтобы люди слышали Божье слово, и мы опять видим людей, призванных к пророческому служению или наделенных таким даром. В Деян.21:9 говорится о четырех дочерях Филиппа, которые пророчествовали, а в 1Кор.12 и 1Кор.14 довольно подробно рассказывается об использовании пророческого дара. Вместе с тем, теперь Бог полностью раскрыл Себя во Христе, и ветхозаветное видение, что все смогут слышать Бога и пророчествовать от Его имени (Чис.11:29; Иоил.2:28–32), теперь признавалось исполнившимся (Деян.2:17). Таким образом, любой христианин может быть пророком в том смысле, который не распространялся на ветхозаветных верующих.

См. также: АПОКАЛИПТИКА; АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО; ИОНА, ПРОРОК; ПОПЫТКИ ОТМЕНИТЬ ПРОРОЧЕСТВО; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ; ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ; СНЫ, ВИДЕНИЯ.

Библиография:

J. Blenkinsopp, A History of Prophecy in Israel (Philadelphia: Fortress, 1983);

K.Koch, The Prophets (2 vols.; Philadelphia: Fortress, 1980);

J.Lindblom, Prophecy in Ancient Israel (Philadelphia: Fortress, 1962);

R. R. Wilson, Prophecy and Society in Ancient Israel (Philadelphia: Fortress, 1980).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle