Иона, пророк
(Jonah the prophet)
Если бы существовал справочник «Кто есть кто в мире древнего Ближнего Востока», в посвященной Ионе статье можно было бы прочитать примерно следующее: «Иона: сын Амафия из Гафхефера, профессиональный пророк, провел три дня в чреве большой рыбы и рассказал об этом приключении. Наивысшее достижение: привел к покаянию Ниневию (известную как город греха), столицу Ассирии». Эти простые факты интересны сами по себе и в достаточной степени объясняют наибольшую известность Ионы среди малых пророков. Действительно, легендарный и даже мифологический оттенок, приобретенный благодаря присутствию в рассказе большой рыбы {«кита»}, делает историю Ионы более привлекательной по сравнению с большинством книг малых пророков (исключение составляет, пожалуй, только молитва Даниила об укрощении льва). Кроме того, Иона привлекает внимание своей попыткой убежать от Бога (см. ПОБЕГ, БЕГСТВО). Важную роль играют также упоминания Христа об Ионе, удостоверяющие истинность его существования и подтверждающие значение его личности для христиан.
Мгновенный успех проповеди Ионы среди народа Ниневии как будто бы свидетельствует о его способностях сильного евангелиста. Однако рассмотрение действий Ионы и его личных мотиваций показывает, что им как пророком двигали бунтарский дух и приверженность ложным приоритетам, как это явствует из заключительных слов Бога (Иона 4:10–11). «Встань, иди в Ниневию», – сказал Бог Ионе в начале (Иона 1:2). Иона действительно «встал» (Иона 1:3), но в ироническом повороте сюжета побежал в сторону, прямо противоположную той, которую ему указал Бог, – в Фарсис. Почему? Потому что не мог перебороть личную жажду мести (Иона 4:2). В его молитве раскаяния из чрева кита (Иона 2) выражается лишь временное сожаление о своем непослушании и не раскрывается никакого истинного изменения расположения сердца по отношению к Ниневии. Когда провозглашение суда над Ниневией приводит к полному и искреннему покаянию, Иона просит Бога убить его, не желая видеть Божье сострадание к Ниневии и игнорируя Его сострадание к себе самому, когда он был в чреве кита (проявляя тем самым непонимание замечательной симметрии Божьей милости).
Воинственный настрой Ионы сохраняется до конца. Последний преподанный ему предметный урок связан с тенистым растением, к которому он очень привязался, но которое засохло под палящим солнцем. Иона снова молит о смерти. Но последнее слово в книге остается за Богом: «Ты сожалеешь о растении... Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек... и множество скота?» (Иона 4:10–11). Проблема Ионы заключалась в том, что он был страстным националистом, а Бог – великий интернационалист. Бунт Ионы и его духовная близорукость делают книгу символом всемогущества Бога и Его милосердия к покаявшимся грешникам, и этим объясняется факт, что в иудейском литургическом календаре книга читается в день очищения, когда прославляется Божье прощение.
Тогда как в ветхозаветном рассказе и в ссылке на Иону в 4Цар.14:25 Иона изображается просто реальной исторической личностью, в Новом Завете он понимается в более широком и метафорическом смысле. Что касается историчности Ионы, Иисус сравнил Свое пребывание в гробу с трехдневным нахождением Ионы в чреве кита (Мф.12:39–40), а ниневитян, покаявшихся в результате проповеди Ионы, показал восстающими в судный день (Лк.11:32). Но помимо подтверждения историчности Ионы, в Новом Завете Иона изображается прототипом Христа. Матфей и Лука приводят слова Христа о «знамении Ионы» в связи с Его смертью, погребением и воскресением (Мф.12:39–41; 16:4; Лк.11:29–32).
Вместе с тем, в ветхозаветном рассказе Иона показан, в первую очередь, антипророком, занявшимся поисками возможностей (см. ИСКАНИЯ, ПОИСК) убежать от Божьего присутствия (что совершенно невозможно – Пс.138:7–12) и уклониться от выполнения пророческой миссии. Хотя Бог и использовал Иону помимо его воли, этот пророк предстает недалеким и своенравным этноцентристом, полностью игнорирующим всеобъемлющий характер Божьего милосердия. В ветхозаветной книге, носящей его имя, он подвергается сатирическому осмеянию.
См. также: КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА.