Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Искания, поиск

(Quest)

Искания – это стремление к достижению цели. Достижение цели возможно лишь при условии упорных усилий и осознанного приложения труда. В рассказах об исканиях часто повествуется о физических странствиях, но существуют также интеллектуальные и духовные искания. Для достижения материальных целей, таких как обретение богатства или безопасности, зачастую не требуется перемещения в пространстве. Кроме того, под странствиями почти всегда подразумевается рост человека, стремящегося к цели, что выражается в нравственных или духовных исканиях, а не только в пространственных перемещениях. Исканиям обычно сопутствует мотив исследования.

Искания – одна из основных литературных сюжетных линий, и она занимает видное место в Библии. В Библии люди занимаются поиском места жительства, исполнения обетования, удовлетворенности в любви, мира, богатства или мудрости и спасения.

Первой развернутой библейской историей об исканиях служит рассказ об Аврааме. Он начинается с призвания Богом Авраама «пойти из земли твоей... в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1). Повеление сопровождается Божьим обетованием, что Он произведет от Авраама «великий народ» (Быт.12:2), а затем обетованием сына (Быт.15:4). Последовавшие двадцатипятилетние испытания были отмечены динамикой двойного поиска земли и наследников. Разумеется, были и духовные искания повиновения Богу и проявления веры в Его обетования. Так, в Рим.4:20–21 говорится, что Авраам «пребыл тверд в вере... будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное».

Несмотря на все скитания Авраама, он так и не завершил своих исканий обещанной ему Богом земли, и хотя он получил сына, обетование многочисленного потомства не исполнилось при жизни Авраама. Автор Послания к евреям рассматривает это как парадигму христианского устремления к небу, а Авраама относит к числу тех, кто «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные», показывая, что «они ищут отечества» и стремятся «к лучшему, то есть, к небесному» (Евр.11:13–16).

Позднее личные искания Авраама стали исканиями всего народа Израиля. Они начались со странствий во время исхода из Египта. Но исход как стремление выйти из страны угнетения сочетался с поисками обетованной земли, на которую ясно указал Бог во время призвания Моисея у горящего куста: «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх.3:8). Из-за непослушания народа его искания превратились в свою противоположность – сорок лет бесплодных странствий по пустыне, – но это было лишь временной заминкой. Бог не отрекся от Своего обетования, а народ – от устремления войти в Ханаан. Таким образом, эпическая картина исхода предстает развернутым эпическим повествованием об исканиях – историей народа на пути к обретению родины. К этому можно добавить Книгу Иисуса Навина – рассказ о завоевании, построенный на теме продвижения в обетованную землю и заселения ее.

Духовное измерение национальным исканиям Израиля придает завет, заключенный на горе Синай и повторенный в прощальной речи Моисея во Второзаконии. Получение закона связало национальную судьбу Израиля с верностью народа Богу. Это стало смыслом исканий народа. В результате непослушания, закончившегося пленом, народ не сумел завершить свои искания. Трагическая сторона истории отступничества Израиля выражается, помимо прочего, в неудаче его исканий – в тяжелом положении народа, позволившего себе отвлечься от поставленной перед ним цели. Но бесчестье не было полным, ибо остаток предпринял усилия по восстановлению Иерусалима и храма и возрождению национальной самобытности на прежней родине.

Рассказы о личных исканиях вписываются в более широкую картину национальных исканий Израиля. Рассказы о судьях представляют собой истории отдельных лидеров, стремившихся избавить народ от иноземного угнетения, идолопоклонства и непослушания. Той же схеме следуют рассказы о царях Израиля и Иудеи и о пророках.

История Руфи – самостоятельный рассказ об исканиях, как на то указывает сам текст. Попытавшись порвать связи со своими снохами, Ноеминь высказала пожелание, чтобы каждая нашла пристанище «в доме своего мужа» (Руф.1:9), а позднее спросила Руфь, не поискать ли ей пристанища (Руф.3:1). Смысл рассказа заключается именно в поиске и нахождении дома. Для Руфи это означало как физическое перемещение из одной страны в другую, так и духовный поиск преданности и веры, как на то указывают признание Руфью Бога Ноемини своим Богом (Руф.1:16) и слова Вооза о том, что она нашла приют под крыльями Бога (Руф.2:12). Это история о вознаграждении добродетели, поскольку Руфь обрела мужа, дом, сына и место среди Божьего народа (даже место в мессианском родословии). Как и в других рассказах об исканиях, здесь показано постепенное преодоление препятствий, стоящих на пути достижения цели.

Песнь песней по своей направленности близка к семейной истории Руфи и Вооза. В основе этого сборника любовной лирики лежит желание найти удовлетворенность в романтической любви. Книга насыщена образами исканий – стремление найти любимого или любимую, быть с ним или с ней, выйти замуж или жениться, получить удовлетворение в романтических и половых отношениях. Тогда как Книга Екклесиаста пронизана мыслью о несбывшихся мечтаниях, в Песни песней выражаются образы осуществившихся желаний.

Иов встает на путь интеллектуальных исканий, чтобы найти решение проблемы несправедливых страданий, это также и духовные искания проявления веры перед лицом незаслуженных страданий. Здесь рассказ строится не на преодолении физических и человеческих препятствий с перемещением в пространстве, а на острой полемике, в которой Иов противостоит плохим советчикам и собственному бунту против Бога. По сути это поиск духовного понимания и веры. В трех последовательных циклах речей мы видим постепенный прогресс Иова, несмотря на вспышки гнева и отступления, в нахождении ответов на свои вопросы и сомнения. Сюжет этого рассказа об исканиях находит краткое выражение в одной из первых реплик Иова: «Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил» (Иов.6:24). Хотя голос из бури не дает прямого ответа на вопросы Иова, с его помощью Иов находит понимание и веру: он начинает уповать на Божий замысел в отношении своей жизни. Простая демонстрация неограниченной силы и знания Бога, выражающихся в Его управлении миром природы, служит косвенным свидетельством, что на Божью власть над человеческими судьбами можно полагаться как на самую полную и милостивую.

Автор Екклесиаста тоже встает на путь интеллектуальных и духовных исканий вместо физических странствий (хотя можно сказать, что искатель предпринимает своего рода путешествие, раз за разом попадая в тупик). Искания автора – это искания человеческого духа с целью найти смысл и удовлетворение в жизни. Он пишет о своих непрестанных исследованиях с преимущественной позиции человека, достигшего своей цели. Поняв, что жизнь сама по себе не имеет смысла (Ек.1:4–11), он отправляется на его активные поиски – поиски мудрости, удовольствий, богатства, приобретения материальных благ и работы. Мотив поиска поддерживается словами: «и обратился я», «увидел я», «узнал я». А образ достижения цели в ходе исканий находит ясное выражение в конце книги: «Выслушаем сущность всего» (Ек.12:13).

В основе Книги Притчей тоже лежит аналогичный поиск мудрости и понимания. Об этой цели заявлено в прологе книги (Притч.1:2–6). В самом количестве последовавших далее добрых советов подразумевается, что ищущий мудрости человек может найти ее. По сути тема раскрывается в самом начале: «Сын мой! если ты примешь слова мои... если будешь искать [знания], как серебра... то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость» (Притч.2:1–6).

Мотив исканий присутствует даже в псалмах. Псалмы жалобы представляют собой вариации на тему стремления к избавлению от врага и жизненной несправедливости. В каждом из них выражается просьба о Божьем вмешательстве, так как автор не может сам найти желаемого облегчения. Паломнические псалмы напоминают нам, что вся ветхозаветная система паломничества основывалась на исканиях – желании встретить Бога в святом месте. В покаянных псалмах выражается устремление грешника найти прощение. Независимо от этого подразделения псалмов, мы видим внутреннее побуждение псалмопевцев полнее узнать Бога, ибо «только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое» (Пс.61:2).

Жизнь Иисуса тоже следует схеме исканий. Целью Его жизни было обеспечение спасения рода человеческого. Эта цель выражалась в самом имени Иисуса: «...и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). В ответе Понтию Пилату Иисус истолковал Свою воплощенную жизнь в категориях поиска: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин.18:37; ср. Ин.12:27). Конечное путешествие Иисуса в Иерусалим для суда и казни тоже было поиском, как показывают слова Луки, что «Он восхотел идти [устремился] в Иерусалим» (Лк.9:51). Многие встречи Иисуса с людьми свидетельствуют о Его цели привести их к вере – классическим примером служит разговор с самарянкой у колодца (Ин.4:1–42).

История ранней церкви и ее роста в результате миссионерской деятельности – тоже история исканий. На раннем этапе это было просто желание утвердить церковь в Иерусалиме. Но по мере христианизации средиземноморского мира эту историю можно рассматривать как стремление к евангелизации мира. В рамках общей схемы ученики (особенно Павел) много путешествовали с целью распространения церкви и приобретения обращенных.

Книгу Откровение тоже можно рассматривать как эпическое сказание о делах Христа по установлению Своей власти в мире. Он делает это отчасти путем борьбы с силами зла и отчасти благодаря пришествию на землю, чтобы собрать Свою Церковь. Цель заключается в подавлении зла и возвещении небесного блаженства.

Наконец, историю исканий представляет собой вся библейская история спасения. Она начинается с трагического грехопадения мироздания в Быт.3. Историческая цель заключается в ликвидации вреда, причиненного грехом. Эта цель достигается только на последних страницах Библии. Всеобщая история мира от его начала до конца состоит из рассказов об исканиях отдельных людей и народов.

См. также: НАХОДКА, НАЙДЕННОЕ; ИСКАНИЯ, ПОИСК; СТРАНСТВИЯ, ДОРОГА, ПУТЬ; СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle