Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Находка, найденное

(Find, found)

В Библии свыше пятисот случаев употребления слов, связанных с представлением о чем-то найденном, и не будет преувеличением сказать, что это книга о людях, которые непрестанно находят что-то или которых находят. Многие из этих случаев относятся к бытовым обстоятельствам, когда находят что-либо спрятанное или потерянное (см. УТЕРЕННОЕ И НАЙДЕННОЕ), однако в образах найденного выражается и символическое значение.

Нахождение, или раскрытие, часто связывается, например, с праведностью и грехом. В разных местах Библии Бог говорит, что Он ищет в Своем народе праведность, а находит грех. Эта тема начинается с рассказа о Содоме и Гоморре (Быт.18) и заканчивается в Откровении. В книгах Исход и Числа Бог дал конкретные указания, что надлежит делать с человеком, когда его «находят» виновным в совершении преступления. Именно такой смысл имели слова Ахава в 3Цар.21:20, когда Илия застал его на месте совершения греха, и он насмешливо сказал: «Нашел ты меня, враг мой!». Псалмопевец неоднократно выражает надежду на справедливость, когда просит Бога раскрыть грех нечестивцев и покарать его. В книгах Иеремии, Михея и других пророков Бог раскрывает грех в Своем народе Израиля, а в Дан.5:27 Бог находит неправедность в Вавилоне и заявляет: «Ты взвешен на весах и найден очень легким».

В Новом Завете акцент при оценке Богом Своего народа смещается от раскрытия греха к отсутствию праведных дел. Иисус предупреждал людей о необходимости принесения плода, выразив Свое учение в притче о хозяине, который после долгого отсутствия обнаружил дела, совершенные его рабом (Мф.21:19; 24:46). Апостолы предупреждали свои церкви, что в них люди должны находить образец следования за Богом и праведности (2Кор.5:3; 2Пет. 3:14; Откр.2:2; 3:4). Образ поиска Богом человеческих душ наивысшее выражение находит в Откровении, где Бог судит народы, отвергая всех, чьи имена не записаны в книге жизни (Откр.20:15). Тем самым в конце Библии Бог подчеркивает значение греха, который Он находит в людях.

В противоположность неправедности, присущей людям, в Боге выражается праведность, которую можно найти только в Нем и в тех, кто следует за Ним. Филистимляне не нашли ничего худого в Давиде (1Цар.29:3, 6), и, в отличие от образа зла в самом Вавилоне, вавилонские и персидские цари не смогли найти ничего плохого в Данииле (Дан.1:19; 5:11). Когда израильтяне проявили неповиновение Богу, Он задал Своему народу ироничный вопрос: «Какую неправду нашли во Мне отцы ваши?» (Иер.2:5). Библейские заявления о праведности Иисуса основываются на всестороннем исследовании, при котором в Нем не было найдено никакого греха (Мал.2:6). В евангелиях Пилат и фарисеи не смогли найти за Ним никакой вины (Лк.23:4; Ин.19:4). Наконец, в Откровении, когда не нашлось никого достойного раскрыть книгу, в достаточной степени святым был только Иисус (Откр.5:4–5).

Образ раскрытия используется также в контекстах, где речь идет о человеческих исканиях смысла жизни и попытках найти удовлетворение. Здесь поиски связаны с напряженными усилиями найти нечто давно желанное. Искомое и найденное часто бывает чем-то редким или ценным. Бог во многих местах повторяет приглашение, что ищущие найдут Его (Втор.4:29; Мф.7:7–8; Лк.11:9). В то же время Бог демонстрирует Свою благодать, заявляя, что Его могут найти даже не искавшие (Ис.65:1; Рим.10:20). Вместе с тем, учитывая непослушание Его народа, Бог говорит, что этой благодати можно лишиться и что из-за своего непослушания Израиль окажется неспособным найти Его (Амос и Осия). На самом деле лишь немногие находят узкий путь, ведущий к праведности и познанию Бога (Мф.7:14).

Стремящимся найти Его Бог обещает многие благословения. Он обещает, что Его народ «найдет покой душам [своим]» (Иер.6:16; Мф.11:29). Бог также предоставляет Своему народу убежище, и найденного в Боге невозможно найти где-либо еще (Пс.60:5; 68:21). Такой же ценностью обладает найденная в Боге мудрость: такую мудрость {«правдивого человека»} «кто находит?» (Притч.20:6; ср. с Притч.31:10, где говорится о редкости и ценности добродетельной жены). Сравнивая в притчах Царство Небесное с найденным на поле сокровищем или драгоценной жемчужиной (Мф.13:44, 46), Иисус показывал ценность познания Бога. Но Иисус подчеркивал также, что надо искать Самого Бога, ибо поиск просто благ от познания Его не может быть плодотворным. Как это ни парадоксально, желающий сберечь свою жизнь потеряет ее, а тот, кто потеряет свою жизнь ради Христа, найдет ее (Мф.16:25).

См. также: ВИНА; ГРЕХ; ИСКАНИЯ, ПОИСК; УТЕРЕННОЕ И НАЙДЕННОЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle