Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Насмешка

(Taunt)

Насмешка упоминается в Ветхом Завете как действие группы людей по отношению к другой группе или отдельному человеку. Упоминания о насмешках и издевательствах наиболее часто встречаются в Псалтири и книгах пророков, хотя присутствуют и в повествовании.

Очевидны два основных способа использования данного понятия. В Псалтири и книгах пророков оно встречается в контексте плача: человек как частное лицо или человек, говорящий от имени Израиля, оплакивает тот факт, что некие народы или злоумышленники насмехались над ним и его народом (Неем.4:4; Пс.41:4, 10–11; 43:14–17; 78:4; 88:51–52; 136:1–3; Плч.3:14, 61–63; Соф.2:8). Во втором случае насмешка появляется как предупреждение Бога о будущем наказании, показывая тем самым, что народы будут издеваться над Израилем, если он продолжит не слушаться Бога (3Цар.9:7; Иер.24:9; Иез.5:15).

Насмешка была обязательным условием древних войн, соответственно, некоторые из наиболее ярких описаний насмешек в Библии относятся к военным ситуациям (см. ПОХВАЛЬБА, ВОСХВАЛЕНИЕ, ХВАЛА). В Плч.1:7 кратко упоминаются враги Израиля, которые «смотрят на него и смеются над его субботами». Классический отрывок – насмешки Голиафа над армией Израиля (1Цар.17:8–10, 44). Ответ Давида по сути – тоже насмешка, он хулит Голиафа во имя Господа и предсказывает победу (1Цар.17:45–47). В более поздней истории Израиля Венадад и Ахав обменивались оскорблениями (3Цар.20:10–11), а Сеннахирим посылал послов, чтобы издеваться над атаками Езекии (4Цар.18:17–19:13; Ис.36–37).

Еще один контекст насмешки – религиозный, в духе наклейки на бампере: «Если твой бог мертв, попробуй поверить в моего». Илия насмехается над жрецами Ваала на горе Кармил, говоря, что, должно быть, Ваал задумался, в дороге или спит (3Цар.18:27). Здесь религиозная насмешка служит психологическим оружием, а также помогает высказать богословские убеждения. Подобные религиозные насмешки появляются в Ис.44:9–20 и Авв. 2:18–20. Сам Бог выступает в насмешливом ключе в Пс.2, где Он изображен как сидящий на небесах и насмехающийся над народами, которые злоумышляют против Него.

Еще один тип насмешек – личный. Елисей терпит насмешки мальчишек, пока Бог не решает наказать юных насмешников, послав медведей, которые «растерзали из них сорок два ребенка» (4Цар.2:23–24). Страдающему Иову кажется, что люди издеваются над ним (Иов.30:1–15). Самая жестокая насмешка – это издевательства врагов над Иисусом во время суда и распятия.

Насмешка даже породила древний литературный жанр, известный как насмешливая песня – формальное оскорбление оппонента, в котором обычно используются определенные мотивы. Например, религиозная насмешка содержит перечисление признаков безжизненности языческого идола, в противопоставление живому трансцендентному Богу (Пс.113:10–16; 134:15–18; Иер.10:1–16). Родственная категория – пророческие отрывки, предсказывающие падение грешных народов с элементом почти личной враждебности в отношении грешников (Ис.14:12–21). Военное соответствие – некоторые победные песни, где не только славится победа, но и присутствуют насмешки над поверженным врагом (Исх.15:1–18; Чис. 21:27–30; Суд.5).

Существуют и смешанные насмешки. В Пс.51:8–9 изображен праведный человек, насмехающийся над человеком, верящим в свои богатства, а не уповающим на Бога. Исаия смеется над блудницей (Ис.23:15–16).

Наконец, пророческие осуждения часто содержат элемент насмешки, направленной либо на конкретного человека, либо на группу. Иногда такое осуждение и определяется как насмешка, как в пророчестве Аввакума против халдеев: «Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь?» (Авв.2:6). Дух насмешки пропитывает яростные осуждения Амоса («Слушайте слово сие, телицы Васанские... Идите в Вефиль – и грешите...» [Ам.4:1, 4]), и саркастическое описание высокомерных дочерей Сиона у Исаии обладает чертами многих пророческих речей: эти женщины «ходят подняв шею... выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона» (Ис.3:16–17). Особо следует отметить жанр песни погибели, в которой пророк описывает падение народа до того, как оно на самом деле произошло, – нечто вроде погребального плача по еще живым (Ис.14:3–21; Иер.38:22; Иез.27–28; Ам.5:3).

В то время как человеку свойственна тенденция насмехаться над своими врагами, древние насмешки кажутся иногда избыточными; судя по тексту Библии, эти насмешки были более или менее формальными. Здесь насмешка предстает как ритуал, обладающий самостоятельной риторической формой.

См. также: ВРАГ; ПОХВАЛЬБА, ВОСХВАЛЕНИЕ, ХВАЛА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle