Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Похвальба, восхваление, хвала

(Boast)

Хвалы достоин только Бог – Творец, Искупитель и Защитник избранного народа. В Ветхом Завете вознесение хвалы Богу и Божьему обеспечению символизирует правильное отношение к Всевышнему, идет ли речь о Божьем покровительстве (Пс.5:12), спасении от врагов (Пс.43:5–9) или о праведности и благоволении (Пс.88:15–17). Такое вознесение хвалы включает в себя исповедание, благодарение и поклонение (Пс.33:4; 43:9) и отвергает неискреннюю похвальбу, основанную на гордости и самодовольстве (1Цар.2:2–3).

Тема самовосхваления занимала важное место в батальной литературе (в том числе в эпических произведениях древности), в которой похвальба показывается обычным воинским ритуалом (ср. Исх.15:9; 3Цар.20:11). Определенное представление об этом мы можем составить из Пс.17:32–43, псалма благодарения, в котором прославляется победа на поле битвы. Но в данном случае общая тональность показывает, что Давид представляет свои успехи в битвах в достаточно пародийном виде и приписывает их Богу.

Восхваление кого-то еще, кроме Бога, оскорбляет Бога своей самонадеянностью. Такая похвальба символизирует естественную склонность падшего человечества доверяться мудрости, силе и возможностям человека, а не полагаться на понимание и познание Бога (Иер.9:23–24). В Писании показаны богатые и власть имущие люди, считающие, что они умнее и могущественнее Бога, и похваляющиеся своим злодейством в отношении праведных и бедных (Пс.51:2–3; 93:1–7). Их самонадеянные притязания закончатся позором и судом. Во взаимосвязи между похвальбой и судом мы видим иронический поворот: народы, которые Бог использует для наказания Израиля за самовосхваление (Ис.9:8–12), в свою очередь, наказываются Богом за высокомерную похвальбу своим положением единственной власти в мире (Ис.10:12–19; Соф.2:8–15). Библия показывает безрассудство похвальбы завтрашним днем, поскольку, будучи смертными, мы не знаем, что он принесет (Притч.27:1). В подобного рода случаях употребления слова kauchaomai и в его использовании Павлом подразумевается нежелание признать Бога или Его верховную роль в истории.

В Новом Завете похвальба Божьим искупительным служением через Христа символизирует правильное отношение искупленного человечества к Богу (Рим.5:11; 1Кор.1:31; 2Кор.10:17). Такая похвальба показывает, что человек надеется не на плоть (Флп.3:3), уповает на крест (Гал.6:14) и разделяет христианскую надежду (Рим.5:2; Евр.3:6). Приветствуется также похвальба тем, что Бог дает христианину или делает для него. Павел мог хвалиться своей властью (2Кор.10:8), основанными им церквами (Флп.2:16; 1Фес. 2:19), своими Страданиями (Рим.5:3), своей доброй совестью (2Кор.1:12), своим служением Богу (Рим.15:17) и даже своей Слабостью, в которой выражается Божья сила (2Кор.12:5–10).

Поскольку оправдание есть Божий дар чрез веру во Христа, никто – даже Авраам (Рим.4:1–3) – не может хвалиться делами в надежде на оправдание (Рим.3:27; Еф.2:8–9). Нельзя хвалиться по плоти (2Кор.11:18), будь то законом (Рим.2:23), обрезанием (Гал.6:13), мудростью (1Кор.1:26–31), превосходством по сравнению с другими людьми (2Кор.10:12, 18) или своей внешностью (2Кор.5:12). Основанием для похвальбы не могут служить никакие достоинства плоти, ибо они в конечном счете получены от Бога (1Кор.4:7). В такой похвальбе находит выражение постыдная и безрассудная склонность греховного человека полагаться на собственные достижения (2Кор.11:16–21).

См. также: ГОРДОСТЬ; ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.

Библиография:

С. Forbes, «Comparison, Self-Praise and Irony: Pauls Boasting and the Conventions of Hellenistic Rhetoric», NTS 32 (1986) 1–30.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle