Похлебка
(Stew)
Как это ни странно, одна из наиболее известных библейских историй рассказывает о похлебке. Точнее было бы сказать, что это рассказ о характере. Но слово похлебка в контексте обсуждения Библии мгновенно напоминает нам историю Иакова и Исава. В ней представлены характеры сыновей-близнецов Исаака и Рахили: Исав неразумно отказывается от права первородства в пользу Иакова, обменяв это право на чашу похлебки (см. Быт.25).
В похлебке нет ничего особенно примечательного – она может быть вкусной, ароматной, питательной, но все равно остается распространенной, скромной пищей. Сам этот факт подчеркивает значение истории Иакова и Исава. В результате этой сделки Исав фактически обменял нечто на ничто; предпочтя похлебку, он «пренебрег» своим первородством (Быт.25:34). Потенциальная сила, богатство и почет, связанные с первородством, были обменяны на чечевичную похлебку. Все мы качаем головами, думая о неразумном поведении Исава. Похлебка в этой истории становится пробным камнем для испытания характера, и оказывается, что Исав – раб своего желудка, неспособный отказаться от немедленного удовлетворения ради будущих благ. Иаков же оказывается оппортунистом, готовым воспользоваться любыми средствами для достижения своих целей. Следует мимоходом заметить, что в оригинальном еврейском тексте грубость манер и речи Исава подчеркивается в его фразе, обращенной к Иакову: «Дай мне поесть красного этого».
В Библии есть и менее известная история, в которой также фигурирует похлебка. В 4Цар.4:38–41 рассказывается довольно странная история о том, как Елисей превратил плохую похлебку в хорошую. Без сомнения, эта история включена в канон по многим причинам, но очевидно, что она описывает поведение Елисея в повседневной жизни среди людей. В отличие от Илии, который прежде всего обращался к царям, Елисей был глашатаем Божьей воли в основном для простого народа. Важно также, что это чудо было совершено в период голода (4Цар.4:38), и это указывает на заботу Бога о Его слугах.
См. также: ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ.