Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Наследство, наследие, удел

(Inheritance)

Получение наследства от отца – социально-правовая практика, хорошо известная на всем протяжении исторического развития и в различных культурах библейского периода. Наследство было даром доброго отца своим детям (Притч.13:22). Основная цель ветхозаветного законодательства о наследовании заключалась в обеспечении перехода недвижимого имущества по семейной линии (Чис.27:1–11; Втор.21:15–17).

Большинство ветхозаветных упоминаний о наследии касаются Ханаанской земли как удела, обещанного Богом Своему народу (Втор.12:9–10; 31:7; Пс.104:9–11). Бог взял на Себя обязательство заботиться о Своем народе и обеспечивать его безопасность. Еще более богатую в смысловом отношении символику мы видим в местах, где говорится об Израиле как о Божьем уделе (Втор.32:9) или о Боге как о наследии Израиля (Иер.10:16). Бог принадлежит Израилю, и Израиль принадлежит Богу.

Более высокий духовный смысл образ приобретает в Новом Завете, где наследие Божьего народа отождествляется с Божьим Царством (1Кор.6:9–10), вечной жизнью (Мк.10:17), спасением (Евр.1:14), новым небом и новой землей (Откр.21:7). Это благословение (1Пет.3:9), несомненность которого основывается на обетовании давшего его Бога (Гал.3:18; 4:23). Оно «нетленно» (1Кор.15:50).

Значение образа наследия явствует из широкого спектра его использования новозаветными авторами. В Кол.1:12–13 образы «избавления от власти тьмы», «введения в Царство возлюбленного Сына» и «участия в наследии святых во свете» перекликаются с опытом Израиля во время исхода и наследования земли. В Римлянам и Галатам с помощью этого образа Божьему народу показано, что он освобождается от обязанности искать праведность через строгое следование делам закона (Гал.3:29; 4:1,7). В этих местах подчеркивается обетованный характер наследия и содержится призыв верой полагаться на это обетование Бога (Гал.3:18; Рим.4:13). В контексте таких стихов, как Рим.8:17, освобождение от необходимости поиска праведности, ведущего к совершению дел, представлено как освобождение для радостного служения.

Тема радостного служения более ясно раскрывается в ряде других мест, где наследие вечной жизни связывается с этическим характером образа жизни верующего в настоящем. В них уверенность в получении наследия и радость осознания этого показаны мотивацией праведности (Тит.3:7; Гал.5:21; Еф.5:5), в особенности братской любви (1Пет.3:9) и заботы о нуждающихся сонаследниках Царства (Иак.2:5).

В других местах образ необычайного богатства наследия используется для ободрения страдающих и многим пожертвовавших ради этого наследия (Мф.19:29; Откр.1:7). В этом смысле он имеет целью побудить христиан сконцентрировать внимание на богатом и славном будущем (Еф.1:18), когда они преобразятся (1Кор.15:50). Понимание сути этого несравненного наследия помогает верующим проявлять терпение и верность (Евр.1:14; 6:12).

Тесная взаимосвязь христианского наследия с Самим Богом служит основанием образа вознесения хвалы чадами Божьими, сознающими свое нынешнее положение наследников и ожидающими полноты Божьего дара в будущем (Еф.1:14; 1Пет.1:4). Надлежащий ответ выражается в Его прославлении.

Широкий спектр символики наследия, используемой новозаветными авторами, свидетельствует о силе этого образа. Он предлагает освобождение, вселяет уверенность, служит мотивацией праведности, побуждает к вознесению хвалы.

См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛЯ; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; ПЕРВОРОДСТВО, ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА; ПОКОЛЕНИЕ, РОД; ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle