Первородство, право первородства
(Birthright)
Мысль о первородстве выражается в Ветхом Завете именем существительным bekor/bekora. Общим еврейским корнем bkr оно тесно связано с понятием «первенец». Среди 158 случаев употребления этого корня только в четырех использована форма глагола, и это показывает, что основанием для других производных от него слов служит именная форма. Понятие первородства подразумевает привилегии и надежды, связанные с наследованием. Имя существительное всегда употребляется в единственном числе и указывает на законные права старшего сына на двойную часть наследства, на право носить родовое имя и на другие привилегии.
Буквальный смысл. Самый наглядный пример смысла этого термина – присвоение Иаковом права первородства Исава (Быт.25:29–34). Тем самым Иаков приобрел привилегию на заветные благословения и продолжение обещанной Богом родословной линии Авраама. Благословения в данном случае касались благосостояния и властных полномочий (Быт.27:27–29; ср. Быт.27:39–40 с соответствующим проклятием Исава). Продолжение заветной родословной линии давало первенцу право на двойную часть семейного наследства (Втор.21:15–17). Сам принцип и связанные с ним обычаи были широко распространенными на древнем Ближнем Востоке, однако в Ветхом Завете понимание значения и преимуществ первородства выходит за рамки просто соблюдения обычаев – оно рассматривается как дарованная Богом милость. Поэтому, несмотря на все совершенные Ревеккой и Иаковом обманы и на всю нечестивость Исава (Быт.25:34), старший брат был вынужден служить младшему (Быт.25:23; ср. Быт.44:12–20) в соответствии с полновластной волей Господа (ср. Мал. 1:2–3 с Рим.9:3).
Лучшие жертвы, первенцев и начатки (см. ПЕРВЫЙ) следовало посвящать Богу (ср. Быт.4:4 и правовые установления, как, например, в Лев. 27:26). В долгом ряду сыновей связанные с первородством привилегии предоставлялись в зависимости от возраста и нравственных качеств. Вступивший в кровосмесительную связь Рувим был лишен обычных прав (Быт.49:3–4). Благословение первородства получили его племянники, сыновья Иосифа (1Пар.5:1), первенца любимой жены Иакова Рахили.
В Ветхом Завете образы первенца и первородства встречаются часто (напр., 2Пар.21:3; Иер.31:9), а вот в Новом Завете слово prototokeia («первородство») использовано всего один раз в связи с «нечестивостью» Исава (Евр.12:16). Неверность Исава принесла ему мимолетное удовлетворение, но лишила долговременных благословений (Евр.12:17), поэтому читателям нельзя отступать от веры, чтобы избежать гонений, так как в этом случае они потеряют благословение сонаследников Христа (Евр.12:1–3).
Переносный смысл. В переносном смысле слово «первенец» использовано, в частности, в Исх.4:21–23, где Господь призвал Моисея освободить Израиль, «первенца Моего», и предупредил о смерти, ожидающей первенца фараона (ср. с Иер.31:9, где Господь заявил о верности Своему коллективному первенцу, Ефрему). Сравнение с первенцами не оставляет сомнений относительно его смысла; «дом Иаковлев» – славный наследник Яхве, призванный быть царством священников и святым народом и распространить поклонение Ему и свою власть на избранной земле (Исх.19:3–6; Втор.4:5–8; ср. с 1Пет.2:10, где аналогичные слова сказаны о церкви).
Право первородства Израиля как молодого народа основывается на милости полновластного Творца, Всевышнего, а не на его способности одерживать победы, как это видно из рассказов о пасхе и переходе моря. Кроме того, проклятие, наложенное Господом на египетских первенцев, показывается как Его защита Своего народа-первенца (напр., Пс.77:51; 104:36).
Народ как первенец показан также в образе Израиля-сына, которому Бог Отец обещает непоколебимость престола царства Давида, вечную Божью милость и власть (2Цар.7:14–17). Сын Давидов, в свою очередь, объявляется в мессианском пророчестве идеальным Царем, Который установит законное владычество Отца над землей и ее царями (Исх.19:5; Пс.2; 88:21–30; 109 и т.д.). Кроме того, происходит смещение акцента от первородства к усыновлению «помазанника» (Пс.2:2; 88:21, 28), так что законные права Бога на землю представляются уже как наследие сыновей Давида (Мф.1:1, 20; Лк.1:32–33). Как отмечалось выше, верховная власть определяется статусом помазанника Всевышнего Отца, ставящим всех других царей в подчиненное положение.
В LXX и в Новом Завете используется слово protótokos («первенец»), а не классическое prototókos («первородный»). Таким образом подчеркиваются превосходство и преимущество, а не очередность рождения. Слово protótokos в единственном числе всегда относится к Христу, будь то в прямом (Мф.1:25; Лк.2:7; Евр.1:6 {«Первородный»}) или переносном смысле.
Символику образа новозаветные авторы развивают применительно к царствованию Христа и спасительному освобождению или эсхатологическому наследию. Христос «рожден прежде всякой твари» (Кол.1:15), что в данном контексте означает превосходство или первенство во всем. Мысль о наследии также имеется в виду в словах «первенец из мертвых» (Кол.1:18; Откр.1:5), ибо в яркой метафоре показано, что снять Печати с книги творения достоин только Агнец. То есть только Он имеет законное право на творение как на Свое наследие (Кол.1:20; Откр.5:6–7; 6:1). Снятием печатей в Откровении отмечается структурный переход от падшего мира к новому творению. Вместе с творением Христос как Агнец получит также «братьев» как сонаследников Своего славного владения (Кол.1:18; Рим.8:29–30; Евр.12:23). Вместе с тем, будучи первенцем, Он обладает абсолютным «правом первородства».
См. также: ПЕРВЫЙ; РОЖДЕНИЕ; ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ; СЫН.