Истории о рождении
(Birth story)
Рождение – самое первое чудо в человеческой жизни. При сотворении мира Адам и Ева получили повеление плодиться и размножаться (Быт.1:28). В Ветхом Завете рождение младенцев показывается важным элементом действий Бога в истории. Такие места, как списки «родившихся» в Бытии и Паралипоменон, а также обещанное Аврааму благословение его «семени», указывают на важное значение человеческой плодовитости. В древности, когда еще не до конца понимались такие физические явления, как оплодотворение и созревание плода, рождение ребенка казалось чудом, благословением от Бога. Такое представление выражается в библейских рассказах о рождении.
Учитывая значение, которое в Библии придается рождению ребенка, нет ничего удивительного, что рассказы о нем занимают в Библии важное место. Чаще всего речь в них идет о необычных рождениях, тогда как об обычных просто упоминается и им не посвящается развернутого рассказа. Подробные описания рождения ребенка и его последующей жизни следуют, в основном, общей схеме:
1. Бесплодная жена или супружеская пара хотят иметь ребенка.
2. Появляется ангел, возвещающий обетование о рождении сына.
3. Ребенок появляется на свет, и его рождение сопровождается чудесами или необычайными событиями.
4. Жизни новорожденного угрожают враждебные силы.
5. Бог оберегает ребенка, и он развивается и взрослеет.
6. Достигнув зрелого возраста, он становится героем, святым или спасителем.
Разумеется, все эти составляющие не обязательно должны присутствовать в каждом рассказе. В первом таком развернутом библейском рассказе Авраам в конце концов получил обещанного сына Исаака (Быт.12–21:7). Здесь прежде всего бросаются в глаза неоднократно повторенное Богом обещание Аврааму и Сарре дать им сына, несмотря на то, что они уже вышли из детородного возраста, и положение, которое Исаак приобрел в связи с исполнением обетования завета. В истории о рождении Моисея, ставшего освободителем народа, находит выражение тема об избавлении младенца от угрозы неминуемой смерти (Исх.2:1–10; см. КОВЧЕГ). Рождение Самсона (Суд.13) бесплодной женщиной дважды предвещалось ангелом, и Самсон стал назореем от рождения. Самуила тоже родила бесплодная женщина в ответ на свою молитву (1Цар.1–2), и его рождение сопровождалось, в частности, посвящением его служению Богу с самого детства и песнью Анны с благодарением Бога за Его благословение бесплодной. Эта тема находит продолжение в Новом Завете в рассказе о рождении Иоанна Крестителя (Лк.1), где его рождение было предсказано мужу бесплодной женщины и где также приводится песнь его отца, Захарии.
Эти библейские рассказы о рождении следуют принципу возрастания, и вся их серия завершается конечным и наивысшим примером рождения Иисуса. Рассказ о рождении Мессии – самый подробный во всей Библии (Мф.1–2 и Лк.1–2). Его ключевые моменты – благовестие, гимн Марии (известный как «Магнификат» и очень напоминающий песнь Анны), зачатие Святым Духом, беременность Девственницы и само рождество, сопровождающееся такими чудесами, как ангельский хор, песни Анны и Симеона, провиденциальное водительство пришедших для поклонения волхвов и видение с предупреждением, за которым последовало бегство в Египет. Образный рассказ об этом рождении содержится в Откр.12:1–6, где женщина в родовых муках (Израиль) производит на свет сына (Христа), которому надлежит управлять всеми народами и который пресекает попытку дракона (сатаны) погубить его, поднявшись на небо, а мать и дитя находят защиту у Бога.
В Библии есть и метафорический рассказ о рождении. В Ветхом Завете духовный Израиль передается образом ребенка, родившегося у женщины после мучительных родов (Ис.26:17–18; 66:5–14). Бог с самого начала предсказывал, что Он произведет такого ребенка, начиная с обещания Еве в саду (Быт.3:16) и затем в обетованиях патриархам создать «семя», которое станет народом. Зарождение Израиля сопровождалось чудесами при каждом повороте событий, прежде всего во время исхода из Египта.
В библейских рассказах о рождении акцент перемещается от физической необходимости потомства к духовной потребности в обновлении. В многочисленных ветхозаветных родословиях подчеркивается значение материальных родословных линий в сочетании с осознанием Израиля как заветного народа. В Новом Завете основное внимание уделяется заключению нового завета с более широким пониманием понятий семьи и рождения. Семья превращается теперь в духовное сообщество последователей Христа. Рождение становится новым рождением истинного верующего, названным Иисусом «рождением свыше» от Духа (Ин.3:6–7). Женщине, воскликнувшей, обратившись к Христу: «Блаженно чрево, носившее Тебя!», – Иисус ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:27–28), подчеркнув тем самым, что самый величественный образ рождения – это рождение свыше в качестве чада Божьего.
См. также: БЕСПЛОДИЕ; ДЕВА, ДЕВСТВЕННОСТЬ; ЖЕНЩИНА; МАРИЯ, МАТЬ ИИСУСА; ПЕРВОРОДСТВО, ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА; РОЖДЕНИЕ; ЧРЕВО, УТРОБА.
Библиография:
R. Е. Brown, The Birth of the Messiah (Updated Ed.; New York: Doubleday, 1993).